убийство, совершенное группой лиц, из хулиганских побуждений



Дело № 2-71/2010 г.

ПРИГОВОР

именем Российской Федерации.

Город Казань 20 сентября 2010 года.

Верховный Суд Республики Татарстан

в составе судьи Галиакберова А.Ф.,

коллегии присяжных заседателей,

с участием государственного обвинителя Алиуллова Р.Х.,

защитников - адвоката Бакулина М.В.,

представившего удостоверение ... и ордер ...,

адвоката Даминовой Г.Р.,

представившей удостоверение ... и ордер ...,

при секретаре Ситдиковой Р.С.,

а также с участием потерпевшей А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Татарстан материалы уголовного дела в отношении

Сюняева А.Л.,

<данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного пунктами «ж», «и» части 2 статьи 105 УК РФ,

Мухаметгалиева М.Ф.,

<данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного пунктами «ж», «и» части 2 статьи 105 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л.

Органами предварительного следствия Сюняеву А.Л. и Мухаметгалиеву М.Ф. предъявлено обвинение в убийстве Н., из хулиганских побуждений, совершенном группой лиц при следующих обстоятельствах.

1 января 2001 года около 19 часов у Мухаметгалиева М.Ф. и Сюняева А.Л., а также Б. и В., возле частного дома, расположенного по адресу: <адрес>, внезапно возникла ссора с Н., который в это время вместе со своим другом Д. стоял около ворот указанного дома. После этого Сюняев А.Л., вооруженный бейсбольной битой, и Мухаметгалиев М.Ф., вооруженный неустановленным следствием колюще-режущим предметом, используя малозначительный повод, вступили в преступный сговор с В. и Б. на совершение хулиганских, насильственных действий в отношении Н. и других лиц, находившихся вместе с ним.

Далее, Мухаметгалиев М.Ф. и Сюняев А.Л, выйдя за пределы договоренности с Б. и В. на совершение хулиганских, насильственных действий в отношении Н., по внезапно возникшему умыслу, направленному на убийство Н., действуя группой лиц, умышленно, согласованно, из хулиганских побуждений, желая продемонстрировать перед окружающими свое пренебрежительное отношение к правилам поведения и проявить явное неуважением к обществу, грубо нарушая общественный порядок и спокойствие граждан, находившихся в доме по вышеуказанному адресу и проживающих в соседних домах, подошли к Н. После чего Сюняев А.Л., с целью причинения смерти Н., действуя группой лиц, согласованно с Мухаметгалиевым М.Ф. нанес не менее 2 ударов бейсбольной битой в область головы Н. Затем Мухаметгалиев М.Ф., действуя группой лиц, согласованно с Сюняевым АЛ, с целью причинения смерти Н., нанес не менее 3 ударов руками в область головы Н. и не менее 3 ударов ногой по различным частям тела последнего, в то время как Б. нанес не менее 3 ударов рукой по голове и не менее 3 ударов ногами по различным частям тела Д. После нанесения ударов Н., Мухаметгалиев М.Ф. и Сюняев А.Л. убедившись, что Н. не может оказать им какого-либо сопротивления, действуя группой лиц, согласованно между собой, нанесли не менее 3 ударов руками и ногами по голове и различным частям тела Д.

После этого на шум происходящей драки, из калитки дома, расположенного по вышеуказанному адресу, вышел Г., который, увидев в руках Сюняева А.Л. бейсбольную биту, отнял ее у него и, с целью предотвращения противоправных действий Сюняева А.Л., Мухаметгалиева М.Ф. и Б., стал замахиваться бейсбольной битой на них. В., увидев, что бейсбольная бита находится в руках Г., выйдя из автомашины, действуя умышленно, из хулиганских побуждений, нанес последнему не менее 1 удара рукой в область лица, после чего отнял бейсбольную биту и передал ее Б. При этом Б. сразу же нанес не менее 3 ударов бейсбольной битой по голове и телу Г., который прикрыв голову руками, побежал в сторону дома. В свою очередь Б.- и В. проследовали вслед за ним с целью продолжения противоправных действий в отношении жителей указанного дома, а Мухаметгалиев М.Ф. и Сюняев А.Л. вместе с Н. и Д., пытавшимися убежать от нападавших, переместились во двор вышеуказанного дома.

Далее, Б. и В., вооруженные бейсбольной битой, в продолжение своих хулиганских действий, прошли в дом, расположенный по вышеуказанному адресу, где Б. нанес не менее 1 удара бейсбольной битой в область головы З. ..., а также не менее 1 удара рукой в область лица и не менее 1 удара бейсбольной битой по голове Ж., которые находились в данном доме.

В это время, Мухаметгалиев М.Ф. и Сюняев А.Л, находясь во дворе дома <адрес> с целью доведения до конца своего преступного умысла, направленного на причинение смерти Н., повалили последнего на землю. После этого Сюняев А.Л., взяв имевшиеся во дворе дома кирпичи, действуя группой лиц, согласованно с Мухаметгалиевым М.Ф., с высоты собственного роста кинул не менее 3 кирпичей на голову Н. Одновременно Мухаметгалиев М.Ф., действуя группой лиц, согласованно с Сюняевым А.Л., нанес не менее 1 удара неустановленным следствием колюще-режущим предметом в область спины Н.

После совершения противоправных действий Б., В., Сюняев А.Л. и Мухаметгалиев М.Ф. с места происшествия скрылись.

В результате совместных действий Мухаметгалиева М.Ф. и Сюняева А.Л, направленных на убийство, потерпевшему Н. были причинены телесные повреждения в виде открытой черепно-мозговой травмы: <данные изъяты>, данная травма прижизненного характера, причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, состоит в прямой причинной связи со смертью.

Колото-резанное ранение правой поясничной области, проникающее в брюшную полость, ... причинило тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, в прямой причинной связи со смертью не состоит.

ДД.ММ.ГГГГ от открытой черепно-мозговой травмы, осложнившейся отеком, набуханием и дислокацией головного мозга, очаговой серозно-гнойной пневмонией Н. скончался в Республиканской Клинической Больнице города Казани.

Мухаметгалиев М.Ф. и Сюняев А.Л, нанося множественные удары бейсбольной битой, кирпичами, руками и ногами, в голову Н., а также удар неустановленным следствием колюще-режущим предметом в правую поясничную область Н., т.е. в область расположения жизненно важных органов, действовали согласованно, с прямым умыслом. При этом они осознавали общественную опасность своих действий, предвидели возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде смерти Н., и желали наступления этих последствий.

Действия Сюняева А.Л. и Мухаметгалиева М.Ф. органами следствия и государственным обвинителем квалифицированы по пунктам «ж», «и» части 2 статьи 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, совершенное группой лиц, из хулиганских побуждений.

Вердиктом коллегии присяжных заседателей от 14 сентября 2010 года признано недоказанным, что Сюняев А.Л., нанес Н. не менее 2 ударов бейсбольной битой в область головы, а затем бросил на голову лежащему на земле Н. с высоты собственного роста не менее 3 кирпичей, желая лишить его жизни.

Вердиктом коллегии присяжных заседателей от 14 сентября 2010 года признано недоказанным, что Мухаметгалиев М.Ф. нанес Н. не менее 3 ударов руками в область головы, не менее 3 ударов ногой по различным частям тела и не менее 1 удара колюще-режущим предметом в область спины, желая лишить его жизни.

Исходя из обстоятельств, установленных вердиктом коллегии присяжных заседателей, Мухаметгалиев М.Ф. и Сюняев А.Л., подлежат оправданию по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 2 п.п. «ж», «и» УК РФ за непричастностью к совершению преступления, на основании п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.

Далее, в соответствии с ч. 1 ст. 27 УПК РФ, а также в иных случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, суд решает вопрос о направлении руководителю следственного органа или начальнику органа дознания уголовного дела для производства предварительного расследования и установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

По смыслу закона, с учетом этих правил определяется и судьба вещественных доказательств, в том числе орудий преступлений и предметов, несущих на себе следы преступлений.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, ст.ст. 343, 351 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л:

Сюняева А.Л. оправдать по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 2 п. п. «ж», «и» УК РФ, за непричастностью к совершению преступления на основании п.п. 2, 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.

Мухаметгалиева М.Ф. оправдать по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 2 п. п. «ж», «и» УК РФ, за непричастностью к совершению преступления на основании п.п. 2, 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде Мухаметгалиеву М.Ф. и Сюняеву А.Л. отменить.

Признать за Сюняевым А.Л. и Мухаметгалиевым М.Ф. право на реабилитацию.

Материалы уголовного дела по факту причинения смерти Н. направить руководителю СУ СК при прокуратуре РФ по РТ для производства предварительного расследования и установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Вещественное доказательства по делу – <данные изъяты>, - передать руководителю СУ СК при прокуратуре РФ по РТ.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы оправданные и стороны вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: (подпись)

...

...

...