Дело ...
ПРИГОВОРИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Казань | 19 января 2010 года |
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего | судьи Кормильцева А.А. |
с участием
государственного обвинителя: | прокурора отдела прокуратуры Республики Татарстан Габдрахманова И.З., |
подсудимого: Хайретдинова Р.С., | |
защитника: | адвоката Габдрахмановой Л.А., ..., |
при секретаре Мингазетдиновой Э.Р., а также: с участием потерпевших Д.., Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Татарстан материалы уголовного дела в отношении
Хайретдинова Р. С., ... обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 30 ч.3, 105 ч.2 п. «а,в» УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Хайретдинов Р.С. совершил преступление при следующих обстоятельствах:
19 июня 2009 года около 9 часов между Хайретдиновым и его сожительницей Ж.., на рабочем месте последней ... произошла ссора, в ходе которой Ж. заявила о нежелании дальнейшего совместного проживания с Хайретдиновым. После этого последний, сказав Ж., что она будет сожалеть о расторжении отношений, ушел и решил на почве сложившихся неприязненных отношений и чувства мести совершить убийство детей последней – Д. и Р.
С целью реализации задуманного Хайретдинов приехал ... в квартиру Ж. по адресу ..., в котором находились дети последней – Р. и несовершеннолетняя Д., ...
Находясь в указанном выше месте Хайретдинов, в период времени с 12 часов до 13 часов, с целью реализации задуманного, достал находившийся при себе складной туристический нож, и подойдя к спящему на диване Р.., нанес ему ножом два удара в жизненно важный орган – шею и удар в область левого плеча.
Хайретдинов не довел свой преступный умысел до конца, поскольку Р. проснулся и стал оказывать активное сопротивление, а также, поскольку Д. войдя в комнату, отвлекла Хайретдинова, потянув его за плечо, и впоследствии Р. была своевременно оказана медицинская помощь.
В результате умышленных преступных действий ХайретдиноваР. были причинен тяжкий вред здоровью.
Далее Хайретдинов, будучи отвлеченным Д.., которая пресекала его преступные действия в отношении Р.., в продолжение задуманного, нанес указанным выше ножом один удар в грудь и два удара в область правого предплечья Д. После чего последняя пытаясь скрыться, убежала из квартиры. Однако Хайретдинов с целью доведения своего преступного умысла до конца, догнал Д. во дворе дома и нанес ей удар ножом в область живота. В это время выбежавший вслед из дома Р. потребовал от Хайретдинова прекратить его преступные действия и Д.., воспользовавшись замешательством последнего, убежала и скрылась в доме соседа – Г.., не дав Хайретдинову возможности довести свой преступный умысел до конца, а также впоследствии своевременно оказанной ей медицинской помощи.
В результате преступных действий ХайретдиноваД. был причинен тяжкий вред здоровью.
Подсудимый Хайретдинов Р.С. вину в предъявленном обвинении признал частично, пояснив суду, что во время отбытия наказания он познакомился с сыном Ж. - А., стал с ним общаться, и он рассказал, что отец его умер и мать живет одна с двумя детьми. После освобождения он приехал к Ж. ..., встретила она его хорошо, была рада его визиту. Он предложил ей жить вместе, она согласилась. После этого они съездили к матери Ж. и провели «Никах». За время совместного проживания он помогал по хозяйству, деньгами, затем устроился на работу ... каменщиком. Они решили, что друг от друга скрывать ничего не будут. В один из дней он задержался на работе, а когда вернулся домой, Ж. дома не было. Когда она пришла, сказала, что провожала в армию племянника и между ними произошла ссора, и она спрятала все ножи в квартире. Никаких денег он у Ж. не просил. С детьми у него были хорошие взаимоотношения. 15 или 16 июня Ж. ему сказала, что она не хочет совместно жить. 19 июня 2009 года на работе между ними никакого конфликта не было, и он поехал к матери Ж., для того, чтобы она подействовала на свою дочь. Около 13 часов он вернулся ..., Р. и Д. смотрели телевизор, он переоделся и попросил последних навести в квартире порядок. Д. после его слов ушла к себе в комнату, а Р. что-то пробормотал. Затем он со злости взял нож складной, который был при нем и подошел к Р., который лежал на диване. Как он наносил удары Р. и Д. он не помнит, но их показаниям доверяет. Во двор он вышел, чтобы успокоить Д., ударов на улице ей не наносил. После этого он убежал, позвонил своему брату, сообщив, где он находится. Умысла убивать Р. и Д. у него не было.
Однако будучи допрошенным в ходе предварительного следствия Хайретдинов показал, что 19 июня 2009 года около 12-13 часов он приехал домой к Ж. ..., дома были двое детей, Р. и Д.. Он прошел в комнату, где проживал вместе с Ж.. Затем выйдя из комнаты, он увидел, что Д. нет в комнате, Р. дремал на диване. У него было плохое настроение, так как до этого между ним и сожительницей Ж. произошла ссора, и он подозревал, что дети также имеют отношение к тому, что последняя отказывается жить с ним. Он взял нож, который купил для хозяйственных нужд, и подойдя к Р. нанес ему удар ножом по шее. Р. закричал, в это время его за плечо тронула Д.. Он обернулся и со злости нанес последней удар ножом, но куда точно сказать не может. Д. стала убегать, он догнал её во дворе дома около забора и нанес ей ещё один удар в живот ножом. После этого он убежал и спрятался в траве, так как понял, что натворил (...).
Данные показания Хайретдинов давал после разъяснения ему положений ст.51 Конституции Российской Федерации, в присутствии защитника, а потому суд признает данное доказательство допустимым и полагает необходимым положить его в основу приговора.
Исследовав и оценив доказательства собранные на предварительном и судебном следствии, суд находит вину Хайретдинова установленной полностью.
Потерпевший Р. допрошенный в ходе предварительного следствия показал, что 19 июня 2009 года около 12 часов он лежал на диване и дремал. В это время его разбудила Д. и сказала, что пришел сожитель их матери Хайретдинов, и попросила его не спать, но он все же, уснул. Через некоторое время он просунулся от боли в шее. Открыв глаза, он увидел перед собой Хайретдинова, у которого в руке он увидел лезвие ножа. Хайретдинов попытался ещё нанести ему удар ножом в шею, но он увернулся и удар пришелся ему в левое плечо. Он стал кричать, ..., при этом удерживал Хайретдинова, не давая ему нанести ещё удары ножом. В это время прибежала Д. и одернула Хайретдинова за плечо. После этого Хайретдинов повернулся к Д. и нанес ей удар ножом. Сколько нанес он ударов ножом, он не видел. Затем Д. выбежала из дома, Хайретдинов побежал за ней. Из раны на шее у него текла кровь, прикрыв её подушкой, он также вышел во двор, поскольку опасался за жизнь сестры. Стоя на крыльце, он увидел, как Хайретдинов около забора нанес Д. удар ножом в живот. После этого он крикнул Хайретдинову, иди сюда, он повернулся в его сторону и направился к нему. В это время Д. убежала в дом к Г., а он к Х. (...).
Данные показания Р. полностью подтвердил в судебном заседании.
Потерпевшая Д. в судебном заседании показала, что 19 июня 2009 года в обеденное время, находясь дома, смотрела телевизор, а Р., её брат, спал на диване. В это время пришел Хайретдинов и прошел в комнату. Она также ушла в свою комнату, но перед уходом попросила брата не спать, и тем более, что до прихода последнего звонил его брат и попросил ему позвонить, если придет Хайретдинов. Через некоторое время она услышала крик брата, ... и выбежав из комнаты, увидела Хайретдинова, который склонился над её братом, который лежал на диване и держался руками за горло. Подойдя к Хайретдинову, она его тронула за плечо и спросила, что он делает, в ответ Хайретдинов повернулся к ней и нанес ей удар в область груди. От боли она закричала и выбежала во двор. Хайретдинов побежал за ней, догнал около забора и нанес острым предметом удар в живот и по рукам, когда она стала ими прикрывать живот. После этого на крик брата Хайретдинов обернулся, и она в это в это время успела убежать в дом Г., где упала и сказала, что Хайретдинов убьет Р. Затем её и брата на машине увезли в больницу.
Законный представитель Ж. допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании показала, что с Хайретдиновым она стала сожительствовать с 11 мая 2009 года. Ранее он отбывал наказание вместе с её старшим сыном. Первоначально они жили нормально, но затем Хайретдинов стал её ревновать. 16 июня 2009 года после очередной сцены ревности, она сказала Хайретдинову, что проживать вместе с ним она не хочет, и попросила его уйти. 19 июня 2009 года утром Хайретдинов приехал к ней на работу и стал с неё требовать деньги, но она ему ответила отказом. Затем по телефону он ей позвонил и сказал, что она пожалеет об этом. Спустя некоторое время она позвонила У., которая ей сообщила, что Хайретдинов нанес ножевые ранения её детям.
Свидетель Х. в судебном заседании показал, что 19 июня 2009 года находясь дома около 13 часов, он услышал шум и крик, доносившийся с улицы. Выйдя во двор, он увидел Р., который руками держался за шею и просил перевязать ему рану. На его теле была кровь. Кроме того он сказал, что Хайретдинов нанес ножом удары ему в шею, а также нанес удары ножом его сестре – Д., которая убежала к Г. домой.
Свидетель Ш. в судебном заседании показала, что 19 июня 2009 года примерно в обеденное время, находясь дома, она услышала женский крик, доносившийся с улицы. Выглянув в окно, увидела мужчину, который гнался за женщиной. Она подумала, что дерутся соседи и решила вмешаться. Выйдя из дома, она увидела Р., который руками держал платок, приложенный к шее, и сказал, что его ножом порезал Хайретдинов. После этого она поняла, что в окно она видела, как Хайретдинов гнался за Д.. Она стала звать Д. и увидела, как Хайретдинов убегал в сторону автобусной остановки. После этого от соседского сына она узнала, что Д. находится у них дома. Зайдя в дом Г., она увидела на полу кровь, Д., у которой была забинтована рука, придерживала рану на животе и пояснила, что её порезал Хайретдинов. После этого её супруг на автомашине отвез Р. и Д. в больницу
Свидетель У. в судебном заседании показала, что 19 ноября 2009 года она находилась дома, вместе с сожителем и детьми. У них также была Д., которая затем ушла, поскольку дома оставался один Р.. После её ухода позвонила Ж., сказала, что домой может приехать Хайретдинов, который был злой, и попросила её забрать к себе её детей. После звонка Ж., через несколько минут к ним домой прибежала Д., у которой были раны на животе и руках. Она же сказала, что Хайретдинов ножом порезал Р.. Позже от её сына она узнала, что он видел Хайретдинова, у которого в руках был нож.
Свидетель Г. в судебном заседании показал, что 19 июня 2009 года он находился дома, около 13 или 14 часов домой забежала Д., его племянница и сказала, что Хайретдинов режет Р., у её самой на руках и животе были раны. Забежав домой, она упала на пол. Он сразу же побежал во двор их дома, где увидел на крыльце подушку со следами крови, а также увидел убегающего по дороге Хайретдинова. После этого он позвонил участковому милиционеру. Р. в это время находился в доме Х..
Свидетель Е. в судебном заседании показал, что в июне 2009 года, число он не помнит, он в составе следственно-оперативной группы выезжал в ..., где в доме, при въезде в деревню, они осмотрели место происшествие, квартиру и двор, где были обнаружены пятна бурого цвета. Затем он вместе с участковым милиционером выехал к месту, где был задержан подозреваемый, который лежал лицом вниз, рядом с ним лежал складной нож, на котором были пятна бурого цвета. Данный нож был изъят. В его присутствии к задержанному, физического или иного насилия не применялось.
Свидетель В. в судебном заседании показала, что она работает экспертом и имеет доступ на исследование холодного оружия. Ей на обозрение, точное время не помнит, был представлен складной, туристический нож, который является хозяйственно-бытовым. Данным ножом, возможно причинить тяжкий вред здоровью человека.
Свидетель С. и Э. в судебном заседании дали аналогичные показания, пояснив что они, являясь работниками милиции в составе оперативно-следственной группы выезжали в ..., где ранее судимый Хайретдинов ножом причинил ранения детям Ж.. В ходе осмотра местности в поле был обнаружен Хайретдинов, который лежал на земле с культурными посевами, рядом с ним лежал нож, на котором имелись пятна бурого цвета. При задержании к Хайретдинову физического насилия не применялось.
Согласно протоколу обнаружения и изъятия ... в поле рядом с автодорогой обнаружен и изъят перочинный нож, с пятнами бурого цвета на лезвии ножа (...).
Согласно протоколу осмотра места происшествия ... на крыльце, веранде ..., а также в квартире обнаружены пятна бурого цвета (...).
Согласно заключению биологической экспертизы на складном карманном ноже, изъятом в ходе осмотра места происшествия, обнаружена кровь человека, происхождение которой не исключается как от Д.., так и от Р. Исключается происхождение крови от Хайретдинова Р.С. как от одного лица (...).
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы у Р. обнаружены телесные повреждения в виде проникающего ножевого ранения шеи с повреждением гортаноглотки слева, раны шеи в нижней трети справа причинили тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни в момент нанесения, могли быть получены при действии колюще-режущего орудия, по типу клинка ножа.
Кроме того обнаружено телесное повреждение в виде раны верхней трети левого плеча причинившая легкий вред здоровью, получено при действии колюще-режущего орудия, по типу клинка ножа. Не исключается возможность получения вышеперечисленных повреждений представленным на экспертизу складным ножом (...).
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы у Д. обнаружены телесные повреждения в виде колото-резаной раны живота, проникающей в брюшную полость с повреждением левой доли печени, причинило тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни в момент нанесения, могло быть получено при действии колюще-режущего орудия, по типу клинка ножа. Телесные повреждения в виде резанных ран правого предплечья и грудной клетки причинили легкий вред здоровью, могли быть получены при действии колюще-режущего орудия, по типу клинка ножа. Не исключается возможность получения вышеперечисленных телесных повреждений представленным на экспертизу ножом (...).
Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы у Хайретдинова Р.С. в настоящее время признаков психического заболевания не обнаруживается. Может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. Во время инкриминируемого ему правонарушения психическим заболеванием также не страдал, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими (...).
Оценив это заключение в совокупности с другими материалами дела, суд признает его достоверным, а подсудимого Хайретдинова Р.С. – вменяемым.
Действия подсудимого Хайретдинова Р.С. суд квалифицирует по ст.ст.30 ч.3. 105 ч.2 п. «а» УК РФ как покушение на убийство двух лиц, поскольку преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Суд соглашается с мнением государственного обвинителя и исключает из предъявленного Хайретдинову обвинения по ст.105 ч.2 УК РФ квалифицирующий признак «лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии», поскольку сон человека является жизненно необходимым и физиологически обусловленным состоянием человека.
Доводы защиты, о недоказанности вины Хайретдинова в предъявленном ему обвинении, являются несостоятельными, поскольку противоречат приведенным выше доказательствам вины подсудимого в содеянном.
Доводы подсудимого Хайретдинова, об отсутствии у него умысла на убийство опровергаются показаниями потерпевших, которые пояснили, что Хайретдинов умышленно наносил удары ножом, оснований не доверять их показаниям у суда нет .... Из показаний потерпевшего Р. усматривается, что после нанесения ударов в шею, Хайретдинов пытался ещё нанести удар в шею, но он стал оказывать сопротивление Хайретдинову, и удар пришелся в плечо. После нанесения ударов Д. в доме, он стал преследовать её и нанес во дворе ей ещё удар ножом и только после того как Хайретдинов был отвлечен Р., Д. удалось спрятаться в доме соседей.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.
В качестве обстоятельства отягчающего наказание подсудимому, суд учитывает опасный рецидив.
Суд не учитывает в качестве обстоятельства смягчающего наказание явку с повинной Хайретдинова Р.С., поскольку он был задержан в короткий промежуток времени после совершения преступления, о том, что именно он совершил преступление было известно работниками милиции от Р. и Д., кроме того у Хайретдинова имеется опасный рецидив.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Хайретдинова Р. С. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.ст.30 ч.3, 105 ч.2 п. «а» УК РФ и на основании санкции статьи назначить наказание в виде лишения свободы на 15 лет.
На основании ст.70 УК РФ к наказанию по настоящему приговору частично присоединить наказание по приговору Нурлатского районного суда Республики Татарстан ... и окончательно назначить 16 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Хайретдинову Р.С. оставить без изменения, содержание под стражей, исчисляя срок отбывания наказания с 19 июня 2009 года.
Вещественное доказательство по делу складной нож – уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 суток со дня его провозглашения, осужденному в тот же срок со дня получения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий