Судья Муллахметов И.М.
2-я инстанция: Романов Л.В. -предс.,
Воробьев М.Г.-докл.,
Шакуров Б.В.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
по делу № 44-у-190
г. Казань 27 апреля 2011 года
Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Шарифуллина Р.А.,
членов Президиума Гилазова И.И., Габдуллина Р.Г.,
Хайруллина М.М., Кошелева А.Е.,
Хамзиной Л.Ф.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Шестакова О.Ю. на приговор Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 19 ноября 2003 года, которым
Шестаков О.Ю.,
<данные изъяты>, судимый:
- <данные изъяты>,
- осужден по части 1 статьи 105 УК РФ к лишению свободы на 11 лет 6 месяцев.
На основании части 5 статьи 74 УК РФ условное осуждение по приговору от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
На основании статьи 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытого наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ назначено лишение свободы на 12 лет в исправительной колонии особого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РТ от 9 января 2004 года приговор изменен, исключено указание суда о признании в действиях Шестакова О.Ю. особо опасного рецидива преступлений, заменена исправительная колония особого режима на исправительную колонию строгого режима.
В надзорной жалобе осужденный Шестаков О.Ю. просит состоявшиеся в отношении него судебные решения изменить.
Заслушав доклад судьи Фаттахова И.И., мнение первого заместителя прокурора Республики Татарстан Николаева А.Ю., полагавшего надзорную жалобу подлежащей частичному удовлетворению, Президиум
У С Т А Н О В И Л:
Шестаков О.Ю. признан виновным в умышленном убийстве своей бывшей жены ФИО 1 в ходе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений.
Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ примерно в 21 час в <адрес> при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В надзорной жалобе осужденный просит состоявшиеся в отношении него судебные решения изменить и снизить назначенное ему наказание. В обоснование жалобы указывается, что суд не учел наличие у него на иждивении двоих малолетних детей, а также не принял во внимание, что после совершения преступления он попросил соседку вызвать «Скорую помощь» и сообщить о случившемся в правоохранительные органы, что можно признать явкой с повинной. Также указывает на то, что суд кассационной инстанции исключил отягчающее наказание обстоятельство в виде особо опасного рецидива преступлений, но наказание оставил без изменений.
Президиум считает приговор суда и кассационное определение подлежащими изменению по следующим основаниям.
Виновность осужденного в совершении умышленного убийства установлена исследованными в судебном заседании доказательствами. Квалификация действия Шестакова по части 1 статьи 105 УК РФ является правильной.
В соответствии с частью 3 статьи 60 УК РФ при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Указанные требования закона при назначении наказания Шестакову не учтены в достаточной мере.
Из материалов уголовного дела видно, что у Шестакова имелись малолетние дети.
Наличие малолетних детей в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 61 УК РФ является обстоятельством, смягчающим наказание.
По смыслу закона, во всяком случае, непризнание обстоятельства смягчающим наказание должно быть мотивировано в описательно-мотивировочной части приговора.
Между тем никакого суждения по данному вопросу в приговоре не содержится, судом также не установлено, что осужденный не участвовал в воспитании детей либо уклонялся от исполнения родительских обязанностей.
Кроме того, согласно части 5 статьи 18 УК РФ во взаимосвязи с пунктом "а" части 1 статьи 63 и части 1 статьи 68 УК РФ при назначении наказания учитывается вид рецидива преступлений.
Следовательно, при исключении указания о наличия в действия осужденного особо опасного рецидива преступлений, который был признан судом первой инстанции в качестве единственного отягчающего наказание обстоятельства, должен быть также решен вопрос о смягчении наказания.
Об этом же свидетельствует правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении N 4-П от 20 апреля 2006 года, согласно которой при приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом (независимо в какой процессуальной стадии решается данный вопрос) подлежат применению все установленные Уголовным кодексом Российской Федерации правила, как общие, так и специальные, в соответствии с которыми разрешается вопрос о наказании при постановлении приговора, включая правила назначения наказания при рецидиве преступлений.
При изменении приговора в кассационном порядке было исключено указание о признании в действиях Шестакова особо опасного рецидива преступлений в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 года, однако вопрос о снижении наказания при этом не рассматривался.
При таких обстоятельствах в состоявшиеся по делу судебные решения необходимо внести соответствующие изменения и соразмерно снизить Шестакову наказание.
Доводы о наличии явки с повинной материалами дела не подтверждаются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 407 и 408 УПК РФ, Президиум
П О С Т А Н О В И Л:
Приговор Чистопольского городского суда РТ от 19 ноября 2003 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РТ от 9 января 2004 года в отношении Шестакова О.Ю. изменить, назначенное по части 1 статьи 105 УК РФ наказание снизить до 11 (одиннадцати) лет лишения свободы.
На основании статьи 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытого наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ назначить лишение свободы на 11 (одиннадцать) лет 6 (шесть) месяцев в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор суда и кассационное определение оставить без изменений.
Председательствующий: Р.А. Шарифуллин