совершили два хищения нефти и нефтесодержащей жидкости из нефтепровода.



Судья Н.М. Харрасов Дело № 22 – 2706КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 мая 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Л.В. Романова,

судей Г.И. Крупиной, Н.А. Губина,

при секретаре судебного заседания Р.О. Анисимове,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление Азнакаевкого городского прокурора Республики Татарстан И.Ф. Назмиева на приговор Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 9 марта 2011 года, которым

Л.М. Салихов, ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>

осужден к лишению свободы: по пункту «б» части 3 статьи 158 УК РФ (два эпизода) на 2 года по каждому эпизоду, на основании части 3 статьи 69 УК РФ, по совокупности преступлений, на 3 года, в силу статьи 73 УК РФ, условно, с испытательным сроком в 2 года;

Э.К. Хафизов, ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>

осужден к лишению свободы: по пункту «б» части 3 статьи 158 УК РФ (два эпизода) на 2 года по каждому эпизоду, на основании части 3 статьи 69 УК РФ, по совокупности преступлений, на 3 года, в силу статьи 73 УК РФ, условно, с испытательным сроком в 2 года;

Р.М. Хуснуллина, ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>

осуждена к лишению свободы: по пункту «б» части 3 статьи 158 УК РФ (два эпизода) на 2 года по каждому эпизоду, на основании части 3 статьи 69 УК РФ, по совокупности преступлений, на 3 года, в силу статьи 73 УК РФ, условно, с испытательным сроком в 1 год 6 месяцев;

На основании части 5 статьи 73 УК РФ на Л.М. Салихова, Э.К. Хафизова и Р.М. Хуснуллину возложены обязанности не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно-осужденных, являться в указанный орган по месту жительства на регистрацию.

Постановлено взыскать с Л.М. Салихова, Э.К. Хафизова и Р.М. Хуснуллиной в пользу потерпевшей стороны в солидарном порядке 120 984 рублей.

Заслушав доклад судьи Л.В. Романова, объяснения представителя <данные изъяты> ФИО 3 и представителя <данные изъяты> ФИО 4, просивших приговор суда оставить без изменения, выслушав мнение прокурора М.М. Нуриева, поддержавшего кассационное представление, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Э.К. Хафизов, Л.М. Салихов и Р.М. Хуснуллина, как указал в приговоре суд, признаны виновными в том, что в период с 1 по 7 сентября 2010 года, распределив между собой роли, из железобетенного резервуара № 1 <данные изъяты> Резервуарного парка ЦКППН <данные изъяты> похитили товарную нефть в количестве 16 тонн, закачав нефть в емкость цистерны автомашины КамАЗ, причинив потерпевшей стороны имущественный ущерб на сумму 120984 рублей.

15 сентября 2010 года около 16 часов Л.М. Салихов, действуя согласовано с Э.К. Хафизовым и Р.М. Хуснуллиной, похитил 8, 56 тонн нефтесодержащей жидкости из канализационного колодца № 5 <данные изъяты> Резервуарного парка ЦКППН <данные изъяты>», закачав её в емкость цистерны, управляемой им автомашины КамАЗ-<данные изъяты>, при этом оператор Р.М. Хуснуллина, согласно своей преступной роли, наблюдала за окружающей местностью, с целью своевременного предупреждения Л.М. Салихова при появлении на прилегающей территории посторонних лиц. Затем Л.М. Салихов слил нефтесодержащую жидкость в емкость недействующего в технологическом процессе данного парка старого сливного пункта, с целью дальнейшей передачи этой жидкости Э.К. Хафизову для реализации. 18 сентября 2010 года Л.М. Салихов заранее набрав нефтесодержащую жидкость из старого сливного пункта в цистерну автомашины КамАЗ <данные изъяты>, перекачал нефтесодержащую жидкость в автомашину КамАЗ-<данные изъяты>, под управлением Э.К. Хафизова. Своими действиями Л.М. Салихов, Э.К. Хафизов и Р.М. Хуснуллина причинили потерпевшей стороны имущественный ущерб на сумму 64726,44 рублей.

В судебном заседании Р.М. Хуснуллина вину в похищении нефти и нефтесодержащей жидкости признала, Л.М. Салихов признал частично, при этом подтвердил, что тайно похищал нефтесодержащую жидкость из колодца № 5 и железобетенного резервуара № 1 <данные изъяты> Резервуарного парка ЦКППН <данные изъяты>, Э.К. Хафизов вину признал в краже нефтесодержащей жидкости 18 сентября 2010 года, а вину в кражи нефти в период с 1 по 7 сентября 2010 года не признал.

В кассационном представлении Азнакаевкий городской прокурор Республики Татарстан И.Ф. Назмиев просит приговор суда изменить, переквалифицировать действия Л.М. Салихова, Э.К. Хафизова и Р.М. Хуснуллиной с пункта «б» части 3 статьи 158 УК РФ на пункты «а, б» части 2 статьи 158 УК РФ по двум эпизодам, снизив Л.М. Салихову, Э.К. Хафизову и Р.М. Хуснуллиной назначенное наказание. В обоснование указывает, что цех по комплексной подготовке и перекачке нефти (ЦКППН) не является частью системы нефтепровода и выполняет роль самостоятельной системы, служащей для осуществления технологических процессов и временного хранения товарной нефти и нефтесодержащей жидкости, которую необходимо рассматривать в качестве хранилища. Считает, что способом хищения из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов является криминальная врезка, которая содержит признаки общеопасного способа, тогда как Л.М. Салихов, Э.К. Хафизов и Р.М. Хуснуллина совершили хищение с помощью насоса и шланга.

Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия приходит к убеждению, что приговор суда является правильным.

Вина Л.М. Салихова, Э.К. Хафизова и Р.М. Хуснуллиной в хищении нефти и нефтесодержащей жидкости полностью доказана собранными на следствии и исследованными в судебном заседании доказательствами, анализ и оценка которых приведены в приговоре, не оспаривается этот факт и в кассационном представлении.

С доводами кассационного представления о том, что ЦКППН не является частью системы нефтепровода и выполняет роль самостоятельной системы, которая предназначена для осуществления технологических процессов и временного хранения товарной нефти и нефтесодержащей жидкости, и эту систему необходимо рассматривать в качестве хранилища, Судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Начальник ЦКППН <данные изъяты> ФИО 1 суду показал, что канализационный колодец и железобетонный резервуар являются промежуточными звеньями в системе нефтепровода, идущего из скважины через <данные изъяты> резервуарный парк до старого товарного парка, оттуда далее на реализацию.

Согласно "Правил технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов. РД 153-39.4-041-99" (утв. Приказом Минтопэнерго РФ от 12.10.1999 N 338)) магистральный нефтепродуктопровод, как правило, состоит из линейной части с линейными сооружениями, включающими ответвления и отводы, головной перекачивающей станции (ГПС), промежуточных перекачивающих станций (ППС), наливных пунктов (НП), конечных пунктов (КП), аварийно-восстановительных пунктов (АВП). В состав перекачивающих станций входит, в том числе и резервуарный парк.

Из выписки из технологического регламента <данные изъяты> резервуарного парка и установки очистки сточной воды ЦКППН <данные изъяты> следует, что <данные изъяты> резервуарный парк предназначен для приема газоводонефтяной эмульсии с нефтепромыслов, дегазации, предварительного обезвоживания эмульсии и откачки нефти на <данные изъяты> товарный парк. <данные изъяты> резервуарный парк, в своём составе имеет: узлы учёта нефти воды, I и II ступени сепарации, резервуары подготовки и промежуточного хранения нефти, нефтенасосные и водо-насосные, технологические и канализационные трубопроводы. Канализационная система является неотъемлемой частью <данные изъяты> резервуарного парка и системы сбора и транспорта нефти.

При таких обстоятельствах, проанализировав все эти и другие доказательства по делу в их совокупности, суд обоснованно, на момент совершения преступления и постановления приговора, квалифицировал действия Л.М. Салихова, Э.К. Хафизова и Р.М. Хуснуллиной по двум эпизодам по пункту «б» части 3 статьи 158 УК РФ.

Утверждения Азнакаевского городского прокурора РТ о том, что способом хищения из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов является криминальная врезка, основаны на неверном толковании закона.

Пункт 4.1 Методики расчета ущерба от криминальных врезок в нетепродуктопроводы, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 6 июня 2001 года № 167, на который имеется ссылка в кассационном представлении, в целом не дает исчерпывающий перечень способов хищения из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов и функционально выполняет основную задачу, которая сводиться к разработке методологии определения ущерба, причиненного хищением из нефтепровода и нефтепродуктопровода путем криминальной врезки, которая является одним из способов хищения нефти.

Судом установлено, что Л.М. Салихов, Э.К. Хафизов и Р.М. Хуснуллиной, распределив между собой роли, похитили нефть и нефтесодержащую жидкость соответственно из железобетенного резервуара № 1 и канализационного колодца № 5 с помощью насоса и шланга, закачав нефть и нефтесодержащую жидкость в емкость цистерны КамАЗа.

Из показаний ФИО 1 и представителя потерпевшего <данные изъяты> ФИО 2 следует, что канализационный колодец был загерметизорован, засыпан землей и песком. После кражи колодец оказался разрытым и накрытым сверху тонкой жестянкой, вместо чугунной крышки, т.е. разгерметизирован.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение приговора, следственными органами и судом не допущено, дело расследовано и рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

Вместе с тем, Федеральным законом № 26 от 07 марта 2011 года по ряду составов преступлений смягчены наказания, в том числе, по части 3 статьи 158 УК РФ, что в силу статьи 10 УК РФ влечёт изменение приговора.

С учётом требований статьи 10 УК РФ, действия осужденных Л.М. Салихова, Э.К. Хафизова и Р.М. Хуснуллиной по двум эпизодам кражи подлежат переквалификации с пункта «б» части 3 статьи 158 УК РФ в редакции Федеральных законов N 377-ФЗ от 27 декабря 2009 и N 283-ФЗ от 30 декабря 2006 года на пункт «б» часть 3 статьи 158 УК РФ в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ.

Наказание Л.М. Салихову, Э.К. Хафизову и Р.М. Хуснуллиной назначено соразмерно содеянному, с учетом данных об их личностях и всех обстоятельств по делу, оснований к назначению более мягкого наказания, чем назначено судом первой инстанции, нет.

Руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 9 марта 2011 года в отношении Л.М. Салихова, Э.К. Хафизова и Р.М. Хуснуллиной изменить, переквалифицировать их действия с пункта «б» части 3 статьи 158 УК РФ по двум эпизодам в редакции Федеральных законов N 377-ФЗ от 27 декабря 2009 и N 283-ФЗ от 30 декабря 2006 года на пункт «б» части 3 статьи 158 УК РФ по двум эпизодам в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ и назначить им наказание в виде лишения свободы на 2 года по каждому эпизоду.

На основании части 3 статьи 69 УК РФ, по совокупности преступлений, окончательно назначить Л.М. Салихову, Э.К. Хафизову и Р.М. Хуснуллиной наказание в виде лишения свободы на 3 года каждому, в силу статьи 73 УК РФ, условно, с испытательным сроком Л.М. Салихову и Э.К. Хафизову в 2 года, а Р.М. Хуснуллиной в 1 год 6 месяцев.

В остальной части приговор суда оставить без изменения, а кассационное представление Азнакаевкого городского прокурора Республики Татарстан И.Ф. Назмиева – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи