нарушение ПДД повлекшее смерть по неосторожности



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Казань 20 января 2012 года.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Гумирова М.М.,

судей Ибрагимова Ш.Г., Сергеева Г.М.,

при секретаре Хисматуллиной О.В.,

рассмотрела в судебном заседании от 20 января 2012 года кассационные жалобы адвоката Старостина С.Н. и адвоката Королевой З.И. на приговор Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 23 ноября 2011 года, которым

Сергеев ФИО19, <дата> года рождения, не работающий, проживающий в <адрес>, не судимый,

осужден по части 3 статьи 264 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении и с лишением права управлять транспортными средствами сроком на 2 года.

Заслушав доклад судьи Ибрагимова Ш.Г., мнение прокурора Телишева А.В., полагавшего судебное решение оставить без изменения, объяснения адвокатов Королевой З.И. и Сафиной Э.Н., поддержавшие доводы жалоб, судебная коллегия,

установила:

Сергеев ФИО20 признан судом виновным в том, что 30 июля 2011 года, управляя автомобилем <данные изъяты>, в нарушении пунктов 1.3, 1.5, 8.1, 8.8, 10.1. ПДД РФ, не убедился в безопасности маневра поворота и создал помеху встречной автомашине <данные изъяты>, под управлением водителя ФИО9. В результате столкновения: пассажир автомашины ВАЗ-211440, ФИО10, 11 марта 2011 года рождения, получила несовместимые с жизнью повреждения, от которых скончалась в больнице, а ФИО11 были причинены телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью;

пассажирам автомашины ФИО12 и ее дочери-ФИО13, 3 марта 2006 года рождения, были причинены телесные повреждения, которые в комплексе повлекли причинение тяжкого вреда здоровью.

Преступление совершено на 303 километре автодороги Казань - Оренбург при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

Осужденный вину признал.

В кассационных жалобах:

адвокат Старостин С.Н. в интересах Сергеева ФИО21 просит отменить приговор суда. В обоснование жалобы указано, что пункт 10.1 ПДД РФ следует исключить из обвинения по причине невозможности осуществить маневр поворота на большой скорости. Остался не проверенным вопрос о технической возможности предотвращения Сергеевым ФИО22 дорожно-транспортного происшествия. Судом не дана оценка тому, что в деле и врученные сторонам тексты обвинительного заключения разные по содержанию. Заявление потерпевшей ФИО13 об отсутствии претензий к Сергееву ФИО23 не признано смягчающим обстоятельством. Размер компенсации морального вреда определен без учёта материального положения осужденного. Отсутствие в автомашине специального удерживающего устройства, по мнению защиты, повлекло наступлению тяжких последствий в виде гибели ребенка;

адвокат Королёва З.И. просит приговор суда отменить и дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что потерпевшие слова извинения от Сергеева ФИО24 впервые услышали в суде, и никакой помощи им оказано не было, что свидетельствует об отсутствии у него раскаяния.

Изучив материалы уголовного дела и, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает приговор суда законным и обоснованным.

Вывод суда о доказанности вины Сергеева ФИО25 в совершении преступления основан на надлежаще исследованных и оцененных судом доказательствах.

Вина осужденного, помимо полного признания им содеянного подтверждается показаниями:

потерпевшей ФИО15 о том, что 30 июля 2011 года она с семьей возвращалась в г. Бавлы и возле кафе «<данные изъяты> произошло столкновение с автомашиной <данные изъяты>

свидетелей:

ФИО9 о том, что 30 июля 2011 года управлял автомашиной <данные изъяты>. Впереди сидела супруга, сзади теща и дочь ФИО26 Подъезжая к кафе, со встречной полосы, автомашина <данные изъяты> стала поворачивать, не уступив ему дорогу, и в результате произошло столкновение;

ФИО16 о том, что 30 июля 2011 года находился в кафе. Услышав шум, увидел столкновение автомашин <данные изъяты>;

ФИО17 о том, что вечером узнал, что Сергеев ФИО27 на служебной машине <данные изъяты> попал в ДТП.

Согласно заключению эксперта смерть ФИО10 наступила от открытой черепно-спинномозговой травмы, осложнившейся разрушением головы, которые состоят в прямой причинно - следственной связи со смертью.

В соответствии с заключениями экспертов:

ФИО12 были получены телесные повреждения в виде ушиблено-рваной раны лобной области, сотрясения головного мозга, разрыва селезенки, печени, закрытого перелома наружного вертела правой бедренной кости, которые в комплексе повлекли причинение тяжкого вреда здоровью;

ФИО11 были получены телесные повреждения в виде сотрясения головного мозга, закрытого перелома правой плечевой кости со смещением костных отломков, закрытого перелома дна ветлужной впадины справа без смещения костных отломков, которые в комплексе повлекли причинение тяжкого вреда здоровью;

ФИО13 были получены телесные повреждения в виде сотрясения головного мозга, закрытого перелома правой бедренной кости, со смещением костных отломков, которые в комплексе повлекли причинение тяжкого вреда здоровью;

Из заключения эксперта следует, что на автомашине ВАЗ-11183 на момент дорожно-транспортного происшествия каких-либо неисправностей в рулевой и тормозной системе не обнаружены.

При таких обстоятельствах выводы суда о доказанности вины осужденного в совершении преступления обоснованны, его действия правильно квалифицированы по части 3 статьи 264 УК РФ как нарушение лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть человека.

Именно нарушение Сергеевым ФИО28 правил дорожного движения, чего он и сам не отрицал в ходе предварительного следствия и в суде, явилось причиной причинения потерпевшим тяжкого вреда здоровью, в том числе и наступления смерти ФИО10.

Поэтому доводы жалобы, что необходимо было исследовать скорость автомашины Сергеева ФИО29. и, что техническая возможность предотвратить столкновение, не исследовалась, следует признать необоснованными.

Как видно из материалов дела, Сергеев ФИО30 при повороте, создал помеху для встречного движения и столкнулся со встречной автомашиной. Причиной дорожно-транспортного происшествия также явилось отсутствие контроля скорости при совершении маневра.

Возмещение морального вреда и ущерба потерпевшей ФИО13 не нашло в судебном заседании своего подтверждения. Доводы жалобы о не признании судом в качестве смягчающего обстоятельства отсутствие претензий потерпевшей следует признать несостоятельными.

При определении меры наказания судом учтены характер и степень общественной опасности совершенного осужденным преступления сведения о личности, наступившие последствия и смягчающие его вину обстоятельства.

С учетом вышеизложенного, оснований для отмены приговора по доводам, указанным в жалобах адвоката, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 377-378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 23 ноября 2011 года в отношении Сергеева ФИО31 оставить без изменения, жалобы адвокатов – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: