Приговор по делу об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшей, оставлен без изменения.



Судья Л.Н. Петрова Дело № 22 - 4960 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2012 года город Казань

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Л.В. Романова,

судей С.Н. Захаровой, Ф.Г. Губаева,

при секретаре судебного заседания М.И. Ибрагимове,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам осужденного О.В. Белоусова, адвокатов О.А. Тулупкиной и Ф.А. Палютиной на приговор Московского районного суда города Казани от 12 мая 2012 года, которым

Олег Владимирович Белоусов, 12 сентября 1980 года рождения, образование среднее специальное, неженатый, наработавший, судимый

1) 19 июня 2007 года по части 3 статьи 30, части 1 статьи 105, статье 64 УК РФ к лишению свободы на 4 года 6 месяцев, освобожденный 9 августа 2011 года по отбытии наказания,

осужден по части 4 статьи 111 УК Российской Федерации к лишению свободы на 7 лет в исправительной колонии особого режима, без дополнительного наказания в виде ограничения свободы;

Павел Витальевич Федотов, 13 июня 1987 года рождения, образование среднее, неженатый, наработавший, судимый:

1)     25 октября 2006 года по части 3 статьи 158 к лишению свободы на 2 года, в силу статьи 73 УК РФ лишения свободы назначено условно с испытательным сроком 1 год. Постановлением суда от 30 января 2007 года условное осуждение отменено, осужденный направлен в места лишения свободы на срок, определённый приговором, освобождённый 16 декабря 2008 года по отбытии наказания;

2)     17 декабря 2009 года по части 1 статьи 161 (два эпизода), части 2 статьи 69 УК РФ к лишению свободы на 1 год, освобождённый 3 декабря 2010 года по отбытии наказания;

3)     13 апреля 2011 года по пункту «г» части 2 статьи 158, статье 73 УК РФ к лишению свободы на 2 года условно с испытательным сроком 2 года;

осужден к лишению свободы: по части 4 статьи 111 УК РФ на 6 лет без дополнительного наказания в виде ограничения свободы, на основании статьи 70 УК РФ по совокупности приговоров на 6 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима без дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

В силу части 5 статьи 74 УК РФ условное осуждение П.В. Федотову по приговору от 13 апреля 2011 года отменено.

Заслушав доклад судьи Л.В. Романова, объяснения адвокатов Т.Н. Сидаковой и М.М. Федотовой, поддержавших доводы кассационных жалоб, выслушав мнения потерпевшей А.А. Колаевой и прокурора Р.Д. Гараева, просивших приговор суда оставить без изменения, Судебная коллегия

УСАНОВИЛА:

по приговору Московского районного суда города Казани от 12 мая 2012 года О.В. Белоусов и П.В. Федотов признаны виновными в том, что 20 августа 2011 года в состоянии алкогольного опьянения и в группе между 18 и 19 часами возле мусорных контейнеров недалеко от дома <адрес> в процессе ссоры, возникшей из личных отношений, напали на Е.А Колаеву и стали её избивать, нанося ей множественные удары руками и ногами по различным частям тела, в том числе в голову. В результате избиения здоровью Е.А. Колаевой был причинён тяжкий вред и она от полученных повреждений 24 августа 2011 года в больнице скончалось.

В судебном заседании О.В. Белоусов и П.В Федотов вину не признали, не отрицая, что выпивали 20 августа 2011 года у мусорных контейнеров недалеко от дома <адрес>, где видели Е.А. Колаеву в компании с другими лицами, но с ней не ссорились и её не избивали. П.В. Федотов на следствии оговорил себя и О.В. Белоусова в результате применения к нему недозволенных методов допросов.

В кассационных жалобах просят:

Осужденный О.В. Белоусов и его адвокат Ф.А. Палютина - приговор отменить и дело производством в отношении О.В. Белоусова прекратить. Указывают, что вина О.В. Белоусова в причинении тяжкого вреда здоровью Е.А. Колаевой, повлекшего её смерть ни на предварительном следствии, ни в судебном заседании, не доказана. В качестве одного из доказательств в основу приговора положены показания потерпевшей А.А.Колаевой, которая очевидцем происшествия не была и давала показания со слов неустановленных лиц, П.В. Федотов на следствии оговорил О.В. Белоусова в результате применения к нему оперативными работниками психологического и физического насилия. Следствием не исследован вопрос о том, не является ли причиной смерти Е.А. Колаевой применение неверных методов лечения, свидетели, показания которых приводятся в приговоре, осужденных оговорили. К О.В. Белоусову оперативными работниками также применялось физическое насилие, о чём свидетельствуют обнаруженные на его теле следы, однако под их давлением он был вынужден заявить, что повреждения получил при падении. Свидетель С.Н. Ахматалиев длительное время уклонялся от явки в суд, путался при опознании и мог оговорить О.В. Белоусова под влиянием оперативных работников, другие свидетели не могли сказать, кто конкретно избивал Е.А Колаеву.

Адвокат О.А. Тулупкина в защиту осужденного П.В. Федотова - приговор в отношении его отменить дело производством прекратить. Указывает, что вывод суда о причастности П.В. Федотова к избиению Е.А. Колаевой сделан на основании показаний потерпевшей А.А. Колаевой, свидетелей С.П. Исаев и, Р.С. Сулейманова, которые очевидцами происшествия не являются. Несовершеннолетние свидетели В.Ю. Сотнев и Т.И. Бастригов не смогли точно указать приметы избивавших Е.А. Колаеву и из их показаний невозможно сделать вывод о причастности П.В. Федотова к преступлению. Выводы эксперта о наличии на брюках П.В. Федотова следов крови, происхождение которой не исключается от потерпевшей, также не изобличают её подзащитного в причастности к нападению на Е.А. Колаеву, поскольку носят предположительный характер.

В возражениях на кассационные жалобы государственный обвинитель просит приговор суда оставить без изменения, а жалобы осужденного и адвокатов без удовлетворения.

Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене либо изменению приговора по делу не имеется.

Вина О.В. Белоусова и П.В. Федотова, кроме их собственных показаний о том, как и при каких обстоятельствах, они 20 августа 2011 года оказались на месте избиения Е.А. Колаевой, полностью доказана собранными по делу и исследованными в судебном заседании доказательствами, анализ и оценка которых приведены в приговоре.

Доводы жалоб о том, что в основу обвинительного приговора положены показания потерпевшей А.А. Колаевой, свидетелей Р.С. Сулейманова и С.П. Исаева, которые очевидцами преступления не являлись, не соответствуют приговору и опровергаются материалами предварительного и судебного следствия.

Так, свидетель С.Н. Ахматалиев - очевидец нападения на Е.А Калоеву, на предварительном следствии и в судебном заседании последовательно и подробно рассказал о том, как осужденные, которые находились в состоянии алкогольного опьянения, 20 августа 2011 года на контейнерной площадке у дома <адрес>, создали конфликтную ситуацию, напали на Е.А. Колаеву и избили её. нанесли ей каждый множество ударов ногами и руками, а затем ушли, потребовав от него, чтобы он никому не говорил о происшедшем. После ухода осужденных, потерпевшую увезла скорая помощь.

Свидетель С.Н. Ахматалиев при проведении опознания опознал О.В. Белоусова, как лицо, которое 20 августа 2011 года совместно с П.В. Федотовым руками и ногами избивал Е.А. Колаеву. Опознание, вопреки доводам О.В. Белоусова, проведено в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Свои показания С.Н. Ахматалиев подтвердил на очной ставке с осужденным П.В. Федотовым, который согласился с тем, что данный свидетель правильно описывает события избиения им и О.В. Белоусовым потерпевшей Е.А. Колаевой.

Утверждения в жалобах о том, что П.В. Федотов на предварительном следствии оговорил себе и О.В. Белоусова под воздействием оперативных работников, применявших недозволенные методы допросов и оказывавших на П.В. Федотова физическое и психологическое воздействие, судом тщательно проверены и обоснованно отвергнуты.

Судебная коллегия с такой позицией суда соглашается, поскольку П.В. Федотов на следствии допрашивался в присутствии адвокатов неоднократно, в том числе при проверке его показаний с выходом на место преступления, где в присутствии понятых, он вновь подробно рассказал и показал как они с О.В. Белоусовым 20 августа 2011 года на контейнерной площадке у дома <адрес> руками и ногами избивали Е.А. Колаеву. Аналогичная позиция содержится в « чистосердечном признании» собственноручно написанном П.В. Федотовым. В течение всего предварительного следствия, в том числе при ознакомлении с материалами уголовного дела, он заявлений о применение к нему незаконных методов расследования, не делал.

В судебном заседании допрошены несовершеннолетние свидетели Ю.В. Сотнев и А.В. Данилина, которые полностью подтвердили свои показания на предварительном следствии, где они подробно рассказали об избиении Е.А. Колаевой двумя незнакомыми им лицами 20 августа 2011 года у дома <адрес>. Причём эти показания согласуются с показаниями осужденного П.В. Федотова на предварительном следствии, которые оспариваются в жалобах. Кроме того, свидетели Ю.В. Сотнев и А.В. Данилина описывают внешность и одежду нападавших на Е.А. Колаеву. Описание внешности совпадает с антропометрическими данными осужденных, у которых изъята одежда, и именно о такой одежде говорится в показаниях свидетелей.

Версия адвоката в жалобе о том, что смерть Е.А. Колаевой могла наступить не от полученных повреждений, а от применения неправильных методов её лечения в медицинском учреждении, опровергается заключением судебно медицинской экспертизы, которая проведена компетентным экспертом на основании надлежащего исследования трупа и всех медицинских материалов о состоянии поступившей в медицинское учреждение Е.А. Колаевой и оказанной ей помощи, с учётом результатов гистологической экспертизы.

Тот факт, что перед экспертом не ставился конкретный вопрос о возможной врачебной ошибке при лечении Е.А. Колаевой, о чём говорится в жалобе адвоката, на обоснованность выводов эксперта о причинах смерти Е.А. Колаевой не повлиял. Не ставился такой вопрос адвокатами и осужденными, как при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы, так при ознакомлении с заключением экспертизы, не высказывалось ими сомнений по поводу экспертизы и на всех стадиях судопроизводства по делу.

С мнением, изложенном в жалобах, о том, что не может служить доказательством по делу заключение судебно биологической экспертизы о возможной принадлежности крови, обнаруженной на брюках, изъятых у П.В.Федотова, потерпевшей Е.А. Колаевой, поскольку выводы эксперта носят предположительный характер, согласится нельзя. Эти выводы положены в основу приговора в совокупности с другими доказательствами и не имеют решающего значения для принятого решения по делу.

Что касается показаний потерпевшей и свидетелей, о которых говорится в жалобах, то они приведены в приговоре только в качестве доказательств, которые согласуются с совокупностью других доказательств.

Действия О.В. Белоусова и П.В. Федотова судом правильно квалицированы по части 4 статьи 111УК РФ, наказание им назначено в строгом соответствии с законом, учитывает тяжесть содеянного и все обстоятельства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК Российской Федерации, Судебная коллегия

Определила:

приговор Московского районного суда города Казани от 12 мая 2012 года в отношении Олега Владимировича Белоусова и Павла Витальевича Федотова оставить без изменения, кассационные жалобы осужденного О.В. Белоусова, адвокатов Ф.А. Палютиной и О.А. Тулупкиной - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: