О взыскании задолженности по кредитному договору и процентов



копия

I инст. судья Г.Р.Хамитова

II инст. председ. (докл.) Р.В.Шакирьянов

судьи О.А.Бегишев, Р.Р.Шайдуллин

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Верховного Суда Республики Татарстан

№ 44-г-15

16 марта 2011 года город Казань

Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе председателя - Г.М.Баранова, членов президиума - судей М.М.Хайруллина, Р.Г.Габдуллина, А.Е.Кошелева, Г.И.Крупиной, Л.В.Романова, Л.Ф.Хамзиной рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Ак Барс» Банк к А.В.Белову, P.P.Абдуллину и Е.С.Смелову о взыскании задолженности по кредитному договору и процентов, а также по встречному иску Е.С.Смелова к ОАО «Ак Барс» Банк о признании договора поручительства недейст­вительным по надзорной жалобе Е.С.Смелова на решение Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 11 мая 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 июня 2010 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Татарстан И.Ш.Шайхиева по определению судьи Верховного Суда Республики Татарстан В.А.Грицкова от 25 февраля 2011 года о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, обсудив доводы надзорной жалобы Е.С.Смелова, президиум

установил:

ОАО «Ак Барс» Банк обратилось в суд с иском к А.В.Белову, P.P.Абдуллину и Е.С.Смелову о взыскании задолженности по кредитному договору и процентов, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ года с А.В.Беловым заключён кредитный договор, в соответствии с которым ему предоставлен кредит на потребительские нужды в размере <данные изъяты> рублей под 17,9% годовых со сроком погашения (ежемесячными платежами) до ДД.ММ.ГГГГ года. В обеспечение исполнения обя­зательств А.В.Белова ДД.ММ.ГГГГ года заключены договоры поручительства с P.P.Абдуллиным и Е.С.Смеловым, которые приняли на себя солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по кредитному договору.

Банк указал, что ответчики от возврата кредита и уплаты процентов по кредиту уклоняются, возникла просроченная задолженность по договору. В связи с этими обстоятельствами Банк просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке сумму задолженности <данные изъяты> рубля.

А.В.Белов и P.P.Абдуллин на судебное заседание не явились.

Е.С.Смелов иск не признал, предъявил встречный иск о признании договора поручительства недейст­вительным, мотивируя тем, что Банком не получено согласие супруги заёмщика на заключение кредитного договора, и что он был введён в заблуждение Банком относительно отсутствия задолженностей А.В.Белова по ранее заключенным кредитным договорам.

Представитель ОАО «Ак Барс» Банк встречное требование не признал.

Третье лицо по встречному иску Р.Г.Белова с первоначальным иском не согласилась, встречное требование поддержала.

Решением Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 11 мая 2010 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 июня 2010 года, иск ОАО «Ак Барс» Банк к А.В.Белову, P.P.Абдуллину и Е.С.Смелову о взыскании задолженности по кредитному договору и процентов удовлетворён.

В надзорной жалобе Е.С.Смелов ставит вопросы об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение. При этом он указывает на то, что судами не разрешён встречный иск о признании недействительным договора поручительства. Он считает, что существенным обстоятельством является отсутствие подписи супруги А.В.Белова в кредитном договоре. Кроме того, он полагает, что судами необоснованно отклонены его доводы о наличии заблуждения при заключении договора поручительства.

Президиум Верховного Суда Республики Татарстан считает, что судебные постановления по делу подлежат изменению с принятием судебного постановления в части встречного иска Е.С.Смелова без передачи дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены существенные нарушения норм процессуального права, выразившиеся в следующем.

В силу части 3 статьи 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно части 5 статьи 198 ГПК Российской Федерации резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.

Как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 11 Постановления от 19 декабря 2003 №23 «О судебном решении», решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

Из материалов дела следует, что определением Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 26 марта 2010 года принято встречное исковое заявление Е.С.Смелова к ОАО «Ак Барс» Банк о признании договора поручительства недействительным.

Однако резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит вывода относительно этого требования Е.С.Смелова.

При таком положении президиум приходит к выводу о том, что доводы надзорной жалобы Е.С.Смелова о нарушении судом требований норм процессуального права, обоснованы, поскольку суд фактически не разрешил требование, заявленное во встречном иске. Вместе с тем президиум считает, что доводы надзорной жалобы Е.С.Смелова относительно того, что судами не учтено отсутствие подписи супруги заёмщика в кредитном договоре и необоснованно отклонены аргументы о наличии заблуждения при заключении договора поручительства, не могут быть поводом для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

В связи с этим президиум судебные постановления по делу, которыми фактически заявленное Е.С.Смеловым во встречном иске требование оставлено без разрешения, как принятые в результате неправильного применения норм процессуального права, считает подлежащими изменению в соответствии со статьёй 387 ГПК Российской Федерации.

При этом президиум принимает во внимание следующие обстоятельства. Судом первой инстанции в мотивировочной части обжалуемого решения приведены суждения, согласно которым доводы Е.С.Смелова и третьего лица Р.Г.Беловой о том, что она как супруга А.В.Белова кредитный договор не подписывала, в связи с чем данный договор является ничтожным, а договор поручительства недействительным ещё и в силу того, что Е.С.Смелов (поручитель) был А.В.Беловым (заёмщик) введен в заблуждение, не могут быть приняты во внимание как имеющие значение при разрешении спора, кроме того, судом указано, что эти доводы не могут являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Банка, поскольку факт подписания Е.С.Смеловым договора поручительства подтверждается материалами дела. Следовательно, как считает президиум, удовлетворение первоначального иска исключает это в отношении встречного иска. А суд второй инстанции, несмотря на то, что в резолютивной части решения не приведен вывод об отказе Е.С.Смелову в удовлетворении встречного иска, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, ограничился приведением лишь мотивировки, что относительно встречных требований Е.С.Смелова о признании заключенного с ним договора поручительства недействительным, суд первой инстанции правомерно признал встречное требование подлежащим оставлению без удовлетворения, так как из материалов дела следует, что договор поручительства Е.С.Смелов подписал собственноручно, что им не оспаривается. Кроме того, суд второй инстанции привел такое обоснование, что в момент подписания договора поручительства Е.С.Смелов являлся совершеннолетним и дееспособным, ему было известно и понятно, что он будет отвечать перед Банком за выполнение А.В.Беловым условий кредитного договора в том же объеме, что и он в солидарном порядке. Однако этого президиум считает было недостаточно, поскольку судебные постановления вопреки процессуальным требованиям не содержат вывода и указания в резолютивной части относительно встречного требования Е.С.Смелова.

Исходя из изложенного, президиум находит возможным, не передавая дело для нового рассмотрения, изменить судебные постановления по делу, постановив решение об отказе в удовлетворении встречного иска Е.С.Смелова к ОАО «Ак Барс» Банк о признании договора поручительства недейст­вительным, а в остальной части судебные постановления оставить в силе.

Руководствуясь статьями 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

постановил:

решение Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 11 мая 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 июня 2010 года по настоящему делу изменить, Е.С.Смелову в удовлетворении встречного иска к ОАО «Ак Барс» Банк о признании договора поручительства недейст­вительным - отказать.

Эти же судебные постановления в остальной части оставить в силе.

Председатель (подпись) Г.М.Баранов

Копия верна:

Судья И.Ш.Шайхиев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200