о признании бездействия незаконным



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Верховного Суда Республики Татарстан

№ 44-Г-83

2 ноября 2011 года город Казань

Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего И.И. Гилазова

членов президиума Р.А. Шарифуллина, М.М. Хайруллина, Р.Г. Габдуллина, Г.И. Крупиной, Л.В. Романова,

с участием прокурора Ф.Х. Загидуллина

при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бугульминского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ГБУ «Отдел внутренних дел по городу Бугульме и Бугульминскому муниципальному району Республики Татарстан», Исполнительному комитету Бугульминского муниципального района, Финансово-бюджетной палате Бугульминского муниципального района, Министерству финансов Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить недостатки, переданное определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан В.А. Грицкова от 14 октября 2011 года по надзорной жалобе Министерства финансов Республики Татарстан на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 16 февраля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 апреля 2011 года.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан В.А. Грицкова, выслушав объяснения представителей Министерства финансов Республики Татарстан – И.В. Ерашовой и Э.Р. Фроловой, поддержавших жалобу, объяснения прокурора Ф.Х. Загидуллина, полагающего, что жалоба подлежит удовлетворению, обсудив доводы надзорной жалобы и письменных возражений на жалобу Финансово-бюджетной палаты Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, президиум

УСТАНОВИЛ:

Бугульминский городской прокурор обратился с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к ГБУ «Отдел внутренних дел по городу Бугульме и Бугульминскому муниципальному району Республики Татарстан», Исполнительному комитету Бугульминского муниципального района, Финансово-бюджетной палате Бугульминского муниципального района, Министерству финансов Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить недостатки.

В обоснование указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о содержании арестованных за совершение административных правонарушений в специальном приёмнике Бугульминского ОВД установлены нарушения требований закона. В частности, указанные лица не обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями, предметами гигиены, столовой посудой и столовыми приборами, спецприёмник не имеет помещений для хранения продуктов питания, санитарного пропускника, душевой кабины, принудительной вентиляции, данное помещение также не соответствует требованиям пожарной безопасности.

Прокурор просил обязать ответчиков устранить перечисленные нарушения закона в срок до 30 апреля 2011 года.

Представитель ОВД иск признал, не согласен со сроками для устранения недостатков, пояснил, что имеющиеся недостатки связаны с отсутствием финансирования.

Решением Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 16 февраля 2011 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 апреля 2011 года, заявление удовлетворено, бездействие перечисленных ответчиков признано незаконным, ответчики, в том числе Министерство финансов Республики Татарстан, в срок 30 апреля 2011 года обязаны:

- обеспечить спецприёмник индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями и предметами гигиены;

- оборудовать санитарный пропускник и обеспечить камерную дезинфекцию личных вещей;

- оборудовать камеры принудительной вентиляцией;

- оборудовать камеры мебелью, санитарным узлом с условием приватности, краном с водой, урной для мусора,

- оборудовать душевую кабину;

- оборудовать помещение спецприёмника пожарной сигнализацией, запасным эвакуационным выходом, системой оповещения, планом эвакуации людей.

В надзорной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Татарстан 3 августа 2011 года, ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части Министерства финансов Республики Татарстан, указывается на неправильное применение норм права и в связи с этим на необоснованный вывод о бездействии и об обязанностях заявителя устранить установленные нарушения правил содержания лиц в спецприёмнике.

Судьёй Верховного Суда Республики Татарстан 19 августа 2011 года для проверки доводов надзорной жалобы дело истребовано и 6 сентября 2011 года оно поступило в Верховный Суд Республики Татарстан.

В соответствии со статьёй 387 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как следует из надзорной жалобы, не оспариваются судебные постановления в части выявленных нарушений закона при содержании лиц в специальном приёмнике и обязанности органа внутренних дел устранить указанные нарушения, в соответствии с положениями части 1.1 статьи 390 ГПК Российской Федерации, законность и обоснованность судебных постановлений в названной части президиумом не проверяется.

Президиум считает, что имеются основания для отмены судебных постановлений в заявленной части.

Принимая решение об обязании Министерства финансов Республики Татарстан совершить действия, перечисленные в судебном постановлении, суд исходил из того, что причиной выявленных нарушений является отсутствие у органов внутренних дел денежных средств, которые должны поступать из местного и республиканского бюджетов.

Вместе с тем, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Татарстан (далее – Министерство), утверждённым Постановлением КМ РТ от 06.07.2005 N 323, Министерство является органом исполнительной власти Республики Татарстан, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Республике Татарстан и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Татарстан.

Согласно пункту 3.1 данного Положения, Министерство несет ответственность за осуществление функций по управлению бюджетным процессом (бюджет Республики Татарстан и государственных внебюджетных фондов), по управлению государственным долгом Республики Татарстан, по регулированию межбюджетных отношений, по управлению эмиссией и обращением государственных ценных бумаг и т.п.

В связи с перечисленными функциями Министерство наделено полномочиями в области финансового управления.

Как следует из решения суда, на Министерство возложены обязанности по выполнению в спецприемнике строительных и ремонтных работ, обязанностей по приобретению мебели и инвентаря и других аналогичных работ, выполнение которых не предусмотрено Положением и законом как функции или обязанности Министерства.

Президиум считает, что привлекая Министерство в качестве соответчика, суд фактически разрешил вопрос об обязании Министерства финансировать устранение выявленных нарушений условий содержания в специальном приёмнике, в связи с чем неправильно применил нормы права, регулирующие бюджетный процесс.

В соответствии со статьями 6 и 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые могут быть обусловлены законом, международным и иным договором, соглашениям, и представляют собой обязанность предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Как видно из материалов дела, бюджет Республики Татарстан в 2011 году не имеет расходных обязательств, предусматривающих финансирование спецприёмника.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, дотации, межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации) является вопросом бюджетного процесса.

В силу части 1 статьи 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

В соответствии со статьёй 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определяют бюджетный процесс и самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Таким образом, обязывая Министерство, финансировать выполнение работ по устранению нарушений условий содержания лиц в спецприёмнике, суд фактически обязал включить данные расходы в бюджет субъекта Российской Федерации, что не соответствует положениям закона о бюджетном процессе.

Президиум находит, что установленное нарушение норм права является существенным, повлиявшим на результаты рассмотрения заявления, без устранения этого нарушения, невозможна защита публичных интересов.

Поскольку причиной для отмены судебных постановлений в части является ошибка в применении норм материального права, президиум считает, что имеются основания для принятия нового судебного постановления об отказе в удовлетворении требований к Министерству финансов Республики Татарстан.

Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 ГПК Российской Федерации, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 16 февраля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 апреля 2011 года по настоящему делу в части Министерства финансов Республики Татарстан отменить, и принять в данной части новое судебное постановление.

В удовлетворении заявления Бугульминского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Министерству финансов Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить недостатки, отказать.

Председательствующий И.И. Гилазов