В выплате единовременного пособия отказано, поскольку право на получение пособия реализовано на основании п.2 ст.18 ФЗ `О статусе военнослужащих`, и такое пособие на основании п.2 ст.21 ФЗ `О противодействии терроризму` взысканию не подлежит.



№ 44г-31 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Верховного Суда Республики Татарстан

29 февраля 2012 года г. Казань

Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего И.И. Гилазова,

членов президиума М.В. Беляева, М.М. Хайруллина, Р.Г. Габдуллина, Г.И. Крупиной, Л.В. Романова, Л.Ф. Хамзиной,

при секретаре судебного заседания Н.Г. Вдовиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляевой Р.Н. к Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации о выплате единовременного пособия, переданное определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.А.Саитгараевой по кассационной (надзорной) жалобе Министерства финансов Российской Федерации на кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 года.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.А. Саитгараевой, выслушав объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации-ФИО1, поддержавшей жалобу Министерства финансов Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, президиум

УСТАНОВИЛ:

Беляева Р.Н. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации о выплате единовременного пособия в связи с гибелью сына, принимавшего участие в борьбе с терроризмом.

В обоснование заявленных требований указано, что ее сын ФИО2, <данные изъяты> года рождения, был направлен <дата> объединенным военным комиссариатом г. Набережные Челны для прохождения военной службы по контракту в Чеченскую Республику, где при выполнении боевого задания <дата> погиб.

На основании Федерального закона «О борьбе с терроризмом» истица просила взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации, с которым был заключен контракт ФИО2, за счет федерального бюджета 100000 рублей.

В последующем, уточнив исковые требования, истица просила взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, за счет федерального бюджета, 600000 рублей в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму».

Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 октября 2011 года постановлено взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Беляевой Р.Н. 600000 рублей; в иске к Министерству финансов Российской Федерации отказано.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 года указанное решение суда отменено и принято новое решение, которым постановлено: взыскать с Российской Федерации за счет казны в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Беляевой Р.Н. единовременное пособие в размере 600000 рублей.

В кассационной (надзорной) жалобе Министерства финансов Российской Федерации ставится вопрос о передаче жалобы с делом в президиум Верховного Суда Республики Татарстан для отмены кассационного определения по мотиву, что оно принято с нарушением норм материального права.

Судьей Верховного Суда Республики Татарстан 12 января 2012 года истребовано дело для проверки доводов кассационной (надзорной) жалобы, и 2 февраля 2012 года дело поступило в Верховный Суд Республики Татарстан.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 января 2012 года) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиум считает, что имеются основания для отмены принятых по делу судебных постановлений.

В силу пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О противодействии терроризму», действующего с 01 января 2007 года, государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

Согласно пунктам 1,2,6 статьи 21 указанного Федерального закона возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций; нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца;

при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Ранее выплата единовременного пособия военнослужащим, участвовавшим в борьбе с терроризмом, предусматривалась статьей 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом», в размере 100000 рублей.

Пунктом 5 данной статьи также было определено, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Из материалов дела усматривается, что сын истицы- ФИО2, проходя военную службу на основании контракта, принимал участие в контр-террористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Он погиб <дата> при исполнении обязанностей военной службы.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с гибелью сына Беляевой подлежит выплате единовременное пособие в размере 600000 рублей в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму». Данная сумма, по мнению суда, подлежит взысканию с Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым ФИО2 был призван для прохождения службы по контракту.

Отменив данное решение, Судебная коллегия приняла новое решение о взыскании указанной суммы с Российской Федерации за счет казны в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Разрешая данный спор, суды не учли положений пункта 6 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» о том, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Как усматривается из материалов дела, родителям погибшего в феврале 2002 года выплачено единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания военнослужащего на основании п.2 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере:

членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.

Таким образом, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» установлены совпадающие основания для выплаты однородных по своей сути (в связи с гибелью военнослужащего) единовременных пособий, а потому членам семьи погибшего военнослужащего, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании п.2 ст.18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и на основании п.2 ст.21 Федерального закона «О противодействии терроризму», выплачивается по их выбору одно единовременное пособие.

В данном случае право на получение пособия членами семьи погибшего военнослужащего ФИО2 реализовано на основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и такое пособие на основании п.2 ст.21 Федерального закона «О противодействии терроризму» взысканию не подлежит.

При таком положении указанные судебные постановления нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что является основанием для их отмены в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку обстоятельства дела установлены полностью, но судами допущена ошибка в применении норм материального права, президиум считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Беляевой Р.Н.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 октября 2011 года и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 года по данному делу отменить и принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Беляевой Р.Н. к Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации о выплате единовременного пособия отказать.

Председательствующий И.И.Гилазов