ОПРЕДЕЛЕНИЕ дело № 3-14/2012 год 3 мая 2012 года город Казань Верховный Суд Республики Татарстан в составе: председательствующего: Сальниковой М.М., при секретаре судебного заседания Шараповой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 января 2009 года № 17 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Республикой Татарстан, проектов документов территориального планирования муниципальных образований Республики Татарстан и подготовки на них заключений», УСТАНОВИЛ: постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 января 2009 года № 17 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Республикой Татарстан, проектов документов территориального планирования муниципальных образований Республики Татарстан и подготовки на них заключений» утверждено Положение о порядке рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Республикой Татарстан, проектов документов территориального планирования муниципальных образований Республики Татарстан и подготовки на них заключений (далее - Положение). Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Положения. В обоснование заявленных требований указано, что определенный пунктом 2 оспариваемого Положения перечень проектов документов территориального планирования, подлежащих обязательному рассмотрению, по своему содержанию не соответствует требованиям пункта 2 статьи 16, пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования»). Кроме того, пункты 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 Положения не соответствуют требованиям пунктов 7 и 8 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которыми установлен порядок обеспечения доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования. В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан ФИО4 поддержала требование. Представители Кабинета Министров Республики Татарстан ФИО5, ФИО6 с заявлением не согласились. Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 апреля 2012 года № 310 утвержден Порядок рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Республикой Татарстан, проектов документов территориального планирования муниципальных образований Республики Татарстан и подготовки на них заключений. Пунктом 2 указанного постановления признано утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 января 2009 года № 17 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Республикой Татарстан, проектов документов территориального планирования муниципальных образований Республики Татарстан и подготовки на них заключений». Постановление официально опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти № 32 от 27 апреля 2012 года. Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде оспариваемое постановление прекратило свое действие и не подлежит применению. Правовые акты, действие которых прекращено, не являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан и юридических лиц, требующих судебного пресечения, повлечь не могут. Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Согласно статье 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Кодекса, суд прекращает производство по делу. Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 134, статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд ОПРЕДЕЛИЛ: производство по делу по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 января 2009 года № 17 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Республикой Татарстан, проектов документов территориального планирования муниципальных образований Республики Татарстан и подготовки на них заключений» прекратить. На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан в течение 15 дней. Судья: