Судья И.З. Рашитов Дело № 33-10627/10
Учет № 12
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ16 сентября 2010 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего: Р.Г. Габдуллина,
судей: Ф.В. Хабировой, И.И. Багаутдинова,
при секретаре А.Л. Гусевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
И.И. Багаутдинова гражданское дело по кассационной жалобе Л.В. Гизетдиновой на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 4 августа 2010 года. Этим решением постановлено:
Иск Муниципального учреждения по физической культуре, спорту и туризму Азнакаевского муниципального района РТ к Л.В. Гизетдиновой о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю по вине работника, удовлетворить.
Взыскать с Л.В. Гизетдиновой в пользу Муниципального учреждения по физической культуре, спорту и туризму Азнакаевского муниципального района РТ материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей 57 копеек.
Взыскать с О.В. Гизетдиновой государственную пошлину в размере <данные изъяты> рубля в доход государства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Муниципальное учреждение по физической культуре, спорту и туризму Азнакаевского района Республики Татарстан обратилось в суд с иском к Л.В. Гизетдиновой о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю по вине работника, в размере <данные изъяты> рублей 15 копеек, в обоснование своих требований указав, что ответчик работал у истца с 15 сентября 2008 года по 30 апреля 2010 года в должности заведующего учебной частью (завуча). Согласно должностной инструкции на должность завуча назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование. Однако, как выяснилось позже, ответчик работал в данной должности без наличия высшего профессионального образования, что подтверждается справкой Елабужского государственного университета от 1 апреля 2010 года и приговором мирового судьи судебного участка № 3 Азнакаевского района от 27 мая 2010 года, которым ответчик признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации. 30 апреля 2010 года Л.В. Гизетдинова уволена по пункту 11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. За время работы с 15 сентября 2008 года по 30 апреля 2010 года ответчику регулярно выплачивались заработная плата, премии, ей предоставлялся ежегодный отпуск. Просит взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей 57 копеек, исчисленные из разницы сумм денежных средств, выплаченных ей за указанный период работы, и заработной платы делопроизводителя 3 разряда, которую ответчик получила бы, если бы на работу была принята без наличия диплома о высшем образовании. За время работы к ответчику со стороны работодателя претензий не было, если бы у ответчика не было диплома о высшем образовании, то она не была бы принята на должность завуча.
На судебном заседании представитель истца требования поддержала, ответчик с иском не согласилась, пояснив, что с должностными инструкциями завуча и заместителя заведующего спортсооружением она была ознакомлена. Она знает, что в этих должностях могут работать только лица с высшим образованием, полагала, что диплом у нее настоящий, договор о полной материальной ответственности с ней не заключался, истцу она материальный ущерб не причиняла, трудовой распорядок не нарушала.
Суд иск удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В кассационной жалобе Л.В. Гизетдинова просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное указывая, что ущерба работодателю она не причиняла, объем работы она выполняла полностью, замечаний не имеет.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно статье 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В силу статьи 242 ТК РФ, полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 243 ТК РФ, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда.
Из материалов дела усматривается, что ответчица на основании приказа № 52/Зк от 15 сентября 2008 года и трудового договора принята на работу завучем водно-оздоровительного комплекса «Дельфин» г. Азнакаево и обязалась выполнять предусмотренные должностной инструкцией обязанности.
При устройстве на работу ответчицей предъявлен диплом Елабужского государственного педагогического университета Республики Татарстан о высшем педагогическим образовании №, выданный
28 июня 2004 года.
Согласно справке Елабужского государственного педагогического университета № 284 от 1 апреля 2010 года указанный диплом ответчицы не зарегистрирован.
30 апреля 2010 года Л.В. Гизетдинова уволена по пункту 11 статьи 81 ТК РФ.
Приговором мирового судьи судебного участка № 3 Азнакаевского района Республики Татарстан от 27 мая 2010 года ответчица
Л.В. Гизетдинова признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 УК РФ за предъявление при устройстве на работу заведомо подложного диплома о высшем профессиональном образовании.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, пришёл к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, исходя из того, что ответчик, получая заработную плату в связи с занятием должности, которую она получила по подложному диплому, тем самым причиняла работодателю материальный ущерб.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может. Из содержания искового заявления, а также пояснений представителя истца в судебном заседании, зафиксированных в протоколе судебного заседания и отраженных в решении, следует, что ответчик исполняла свои должностные обязанности добросовестно, претензий к ней по работе со стороны муниципального учреждения не имеется.
Установленный факт занятия ответчицей должности в связи с предъявлением подложного для нее диплома является основанием для ее увольнения. Постановленный в отношении Л.В. Гизетдиновой приговор, которым она осуждена за использование заведомо подложного документа, устанавливает обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и не свидетельствует о причинении работником ущерба работодателю в результате его преступных действий.
Таким образом, действиями Л.В. Гизетдиновой материальный ущерб Муниципальному учреждению по физической культуре, спорту и туризму Азнакаевского района Республики Татарстан причинен не был, оснований для взыскания с нее заявленной суммы денежных средств не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права подлежит отмене с вынесением нового решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 часть 1 пункт 1 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 4 августа 2010 года по данному делу отменить и вынести новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Муниципального учреждения по физической культуре, спорту и туризму Азнакаевского муниципального района РТ к Л.В. Гизетдиновой о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю по вине работника.
Председательствующий: Р.Г. Габдуллин
Судьи: Ф.В. Хабирова
И.И. Багаутдинов