о признании права на прием Мэром г. Казани



Судья Каминский Э.С. дело № 33-11430

учет № 22

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 октября 2010 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галиевой А.С., судей Сахиповой Г.А. и Павлюхиной Н.Ю., при секретаре Гилмуллиной Г.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галиевой А.С. гражданское дело по кассационной жалобе Камардина В.И. на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 31 августа 2010 года, которым в удовлетворении его иска о признании пра­ва на прием Мэром г. Казани, признании нуждающимся в улучшении жилищ­ных условий и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Камардина В.И. и третьего лица – ФИО12 в поддержку жалобы, возражения против жалобы представителя Мэра г. Казани – ФИО13 представителя администрации – ФИО14 и представителя ИК МО г. Казани – ФИО15 судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Камардин В.И. обратился в суд с иском к Мэру г. Казани, Исполнительно­му комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному учреждению «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании за ним права на личный прием Мэром г. Казани и возложении обязанности осуществить такой прием; признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом права на дополнительную жилую площадь; обеспечении благоустроенной жилой площадью, а также дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты или денежным эквивалентом стоимости жилого помещения в течение трех месяцев со дня подачи заявления.

Требования были мотивированы тем, что истец обратился в жилищный отдел МУ «Администрация Ново-Савиновского района ИК МО г. Казани», чтобы узнать какие документы необходимо представлять для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет и получе­ния квартиры, однако получил отказ.

07.12.2009 года он подал в секретариат Мэра г. Казани заявление, в котором просил дать указание соответствующим жилищным органам о призна­нии истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и предос­тавлении благоустроенной квартиры на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На данное заявление истец получил ответ от 16.12.2009 года, который его полностью не удовлетворил.

24.12.2009 года истец обратился с заявлением к Мэру г. Казани с просьбой лично принять его по вопросу, изложенному в заявлении от 07.12.2009 года, однако получил письмо от 15.01.2010 года, которым не разре­шен вопрос о личном приеме истца Мэром г. Казани. Камардин В.И. полагает действия и решение Мэра г. Казани, Исполкома г. Казани, УЖП Исполкома г. Казани незаконными.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования.

Ответчики иск не признали.

Суд отказал в удовлетворении иска.

В кассационной жалобе Камардина В.И. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела. При этом указано, что ему незаконно отказали в праве на личный прием, в праве постановке на учет, в праве предоставления жилой площади и удовлетворении заявления от 07.12.2009 года.

Изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Согласно статье 13 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Как видно из материалов дела, 07.12.2009 года Камардин В.И. обратился к Мэру г. Казани с заявлени­ем, в котором просил дать указание соответствующим жилищным органам о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении благоустроенной квартиры на основании Закона РФ «О социальной за­щите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Письмом первого заместителя Руководителя Исполкома г. Казани № 7157 от 16.12.2009 года Камардин В.И. уведомлен, что рассмотрение заявле­ний участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС о постановке на учет по обеспечению жильем и принятие по ним конкретных решений будет возможным лишь после принятия соответствующих нормативных документов.

Дополнительно Камардин В.И. проинформирован, что рассмотрение во­просов о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий возложено на районные администрации Исполкома г. Каза­ни по месту жительства граждан, поэтому рекомендовано имеющиеся правоус­танавливающие документы представить в Администрацию Ново-Савиновского района г. Казани.

24.12.2009 года истец обратился с заявлением к Мэру г. Казани с просьбой лично принять его по вопросу, изложенному в заявлении от 07.12.2009 года.

Письмом начальника УЖП Исполкома г. Ка­зани № 7157 от 15.01.2010 года Камардину В.И. разъяснено, что законодательно новый механизм обеспечения жильем данной категории граждан не установлен и истцу предложено обратиться с заявлением и правоуста­навливающими документами в Администрацию Ново-Савиновского района для рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в улуч­шении жилищных условий по категории участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания истца нуждающимся в улучшении жилищ­ных условий и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, суд первой инстанции исходил из того, что законных оснований для этого не имеется.

Судебная коллегия согласна с данным выводом, поскольку постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищ­ных условий относится к компетенции органа местного самоуправления и осуществляется на основании письменного заявления.

Суду кассационной инстанции стороны пояснили, что с соответствующим заявлением Камардин В.И. обратился только 07 октября 2010 года, а необходимые документы донес 18 октября 2010 года и на ближайшем заседании жилищной комиссии данное заявление будет рассмотрено.

В связи с тем, что подобного рода вопросы не относятся к компетенции Мэра г. Казани, районный суд также правомерно отказал в удовлетворении иска в части признания за истцом права на прием Мэром г. Казани.

Доводы кассационной жалобы Камардина В.И. о том, что на основании закона граждане имеют право обращаться лично к должностным лицам, но суд лишил его данного права – несостоятельны, так как личный прием граждан проводится Мэром г. Казани по вопросам, решение которых входит в его компетенцию.

Как указано в Положении об организации личного приема граждан Мэром г. Казани, утвержденным распоряжением Мэра г. Казани № 38-ра от 30.01.2009 года, заявления граждан на личный прием рассматриваются на соответствие следующим требованиям:

- интересующий заявителя вопрос должен относиться к компетенции Мэра г. Казани;

- интересующий заявителя вопрос должен быть предварительно рассмотрен органами и должностными лицами местного самоуправления, руководителями структурных подразделений, в компетенции которых находится рассмотрение вопроса, и по нему должны быть получены письменные ответы, о чем у заявителя должны иметься документальные подтверждения.

Если заявление гражданина о личном приеме не соответствует вышеприведенным требованиям, то в записи на прием к Мэру г. Казани гражданину может быть отказано с разъяснением причин.

В данном случае заявление Камардина В.И. от 07.12.2009 года не соответствует указанным выше требованиям (вопрос не входит в компетенцию Мэра), а потому данное заявление было обоснованно переадресовано в компетентный орган, а истцу отказано в приеме.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд не рассмотрел его требования о возложении на руководителя ИК МО г. Казани обязанности предоставить в суд оригинал заявления от 07.12.2009 года с приложениями – не влияют на правильность принятого решения. В случае, если у суда возникнут сомнения в достоверности копий представленных документов, он вправе самостоятельно затребовать оригиналы данных документов у соответствующих органов.

Указания в кассационной жалобе на то, что в администрации района ему трижды отказали в предоставлении информации о том, какие документы необходимо приложить к заявлению – необоснованны и не подтверждены никакими доказательствами. Истец мог обратиться с данной просьбой в письменном виде, а затем, в случае неудовлетворения ответом, обжаловать его в вышестоящий орган.

Таким образом, права и законные интересы Камардина В.И. не нарушены и основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Всем имеющим значения для дела обстоятельствам судом дана надлежащая оценка, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 31 августа 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Камардина В.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: