Судья Б.Г. Абдуллаев дело № 33-11816/2010учет № 54КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2010 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Р. Гилманова,
судей С.Н. Захаровой и Р.Р. Юсупова,
при секретаре судебного заседания К.Д. Ахмади
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Р. Гилманова гражданское дело по кассационной жалобе муниципального учреждения «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее – МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани») на решение Советского районного суда
г. Казани от 06 сентября 2010 года, которым признано незаконным распоряжение Главы администрации Советского района ИК МО г. Казани
от 23 июня 2010 года № 717р в части отказа в признании нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет Ф.К. Касимовой как вдовы участника Великой Отечественной войны, на МУ «Администрация Советского района ИК МО
г. Казани» возложена обязанность принять Ф.К. Касимову на учет как нуждающуюся в жилом помещении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Ф.К. Касимовой – Р.М. Шарафиевой, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Ф.К. Касимова обратилась в суд с иском к МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» о признании незаконным отказа в признании ее нуждающейся в жилом помещении. В обоснование иска указано, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Ее обращение о нуждаемости в улучшении жилья администрацией Советского района ИК МО г. Казани оставлено без удовлетворения по причине намеренного ухудшения ею своих жилищных условий. Между тем, дом в деревне <адрес>, в котором проживала истица, фактически принадлежит ее сыну. С 2008 года истица проживает в
г. Казани в квартире у сына, жильем в соответствии с установленной органом местного самоуправления учетной нормой не обеспечена. На основании изложенного Ф.К. Касимова полагает, что она имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением на льготных условиях.
Ответчик - представитель МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» иск не признал.
Суд иск удовлетворил.
В кассационной жалобе представитель МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. В жалобе отмечается, что выводы суда о наличии у истицы права на улучшение жилищных условий не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат требованиям закона.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Установлено, что Ф.К. Касимова является вдовой участника Великой Отечественной войны. Ранее она проживала в доме <адрес> общей площадью 91,4 кв.м. Данное жилое помещение с земельным участком, площадью 5.020 кв.м., принадлежавшие ей на праве собственности, были подарены сыну И.М. Шарафиеву по договору дарения ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3.1 распоряжения Главы администрации Советского района ИК МО г. Казани от 23 июня 2010 года № 717р Ф.К. Касимовой отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении и в принятии на учет по причине намеренного ухудшения ею своих жилищных условий.
Признавая незаконным данное распоряжение, суд первой инстанции указал на то, что у истицы умысел в преднамеренном ухудшении жилищных условий отсутствовал, поскольку отчужденный по договору дарения дом в пользу сына не пригоден для проживания, не был оборудован всеми необходимыми инженерными системами. При этом, Ф.К. Касимова страдает рядом заболеваний и нуждается в постороннем уходе.
С обоснованностью данных выводов суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены неправильно.
Как следует из материалов дела, Ф.К. Касимова с 20 августа 2008 года по настоящее время зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, общей площадью 96,8 кв.м., принадлежащей на праве общей долевой собственности И.М., Р.М., И.И. и Р.М. Шарафиевым.
Помимо истицы в указанной квартире зарегистрированы и проживают 5 человек, то есть на каждого члена семьи приходится более учетной нормы, установленной решением Казанской городской Думы № 10-13 от 01 ноября 2006 года.
Эти обстоятельства, имеющие значение для дела, судом не были учтены при разрешении данного спора.
Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Поскольку суммирование общей площади жилых помещений, принадлежащих всем членам семьи, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них гражданам, определение нуждаемости лица в улучшении жилищных условий исходя из доли одного сособственников указанной квартиры является ошибочным.
При таком положении, когда обстоятельства дела судом определены неправильно и нормы материального права к сложившимся отношениям сторон не применены, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, правильно определить обстоятельства дела, исследовать доводы сторон, дать им надлежащую правовую оценку и с учетом этого принять новое решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361, п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Советского районного суда г. Казани от 06 сентября 2010 года по данному делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий -
Судьи :