о признании отказа в замене транспортного средства участника ВОВ



Судья Р.Б. Курбанова Дело №

Учет №

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда <адрес> в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Г.А. Сахиповой, Н.А. Губаевой,

при секретаре А.А. Назировой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе С.Н. Гимадиева на решение Ново-Савиновского районного суда <адрес> Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Гимадиева С.Н. к Министерству труда, занятости и социальной защиты <адрес> о возложении обязанности выплаты единовременной денежной компенсации отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы об отмене решения, заслушав представителя С.Н. Гимадиева – Д.Я. Пантелееву, выступившую в поддержку кассационной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Истец обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты <адрес> (далее-МСЗ РТ) о признании отказа в замене транспортного средства либо выплате компенсации незаконным и возложении обязанности производства замены транспортного средства либо выплаты денежной компенсации.

В обоснование требований указывается, что он является инвалидом Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ему был выделен автомобиль ВАЗ-111130. В начале 2009 года он обратился в МСЗ РТ с заявлением о постановке его на учет для замены транспортного средства на новое, однако ему было отказано.

В судебном заседании представитель истца, уточнив заявленные требования, просил возложить на ответчика обязанность по выплате единовременной денежной компенсации в размере № рублей.

Представитель ответчика на судебное заседание не явился, в письменном отзыве с иском не согласился.

Судом в удовлетворении требований отказано, решение вынесено в вышеуказанной формулировке.

В кассационной жалобе, выражая несогласие с судебным постановлением, истец просит его отменить, не направляя дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении требований. Считает, что при вынесении решения суд дал не правильную трактовку Указу Президента от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов».

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" было установлено, что инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты" Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ статья 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признана утратившей силу.

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» указано - Правительству Российской Федерации осуществить следующие меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями - 2008 году обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей.

Статьей 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до ДД.ММ.ГГГГ право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела усматривается, что С.Н. Гимадиев является инвалидов Великой Отечественной войны 2 группы и в 2001 году он был обеспечен автомобилем ВАЗ – 11113 (л.д.5)

В 2009 году истец обратился в МСЗ РТ с письменным заявлением о постановке его в очередь для получения автотранспортного средства как инвалида Великой Отечественной войны 2 группы.

Согласно извещению МСЗ РТ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи со вступлением в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ норма законодательства по обеспечению инвалидов спецавтотранспортом, которыми не предусмотрена замена транспортных средств, ему было отказано.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из их необоснованности.

Выводы суда основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и каких-либо оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не усматривает.

В отношении категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до ДД.ММ.ГГГГ органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 гг. инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 рублей.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до ДД.ММ.ГГГГ, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ.

Как правильно указал суд, истец до ДД.ММ.ГГГГ не был принят на учет в органах социальной защиты населения в установленном порядке, в связи с этим обоснованно отказал в удовлетворении требований, поскольку, данное условие является определяющим для предоставления инвалиду Великой Отечественной войны транспортного средства.

Доводы истца в кассационной жалобе со ссылкой на пункт 3 статью 10 Федерального закона «О ветеранах», который не исключает обязанность Российской Федерации обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны, имеющим установленные до ДД.ММ.ГГГГ соответствующие медицинские показания, как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено ими до ДД.ММ.ГГГГ в качестве технического средства реабилитации, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона.

Согласно положению пункта 9 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, которым признается утратившим силу подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность Российской Федерации обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны - при наличии установленных до ДД.ММ.ГГГГ соответствующих медицинских показаний - как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено до ДД.ММ.ГГГГ в качестве технического средства реабилитации, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы.

Ссылку истца в кассационной жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 624-О-П также нельзя признать правомерной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно", предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15.

Кроме того, после вынесения указанного определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 685 и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до ДД.ММ.ГГГГ, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.

Таким образом, дело рассмотрено полно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, решение постановлено с соблюдением закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.199, ст. 350, ст. 361, ст. 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ново-Савиновского районного суда <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу С.Н. Гимадиева - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: