С№ Дело № 33-11806/10
Учет № 27К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е11 октября 2010 года г.Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,
судей А.С. Галиевой, Н.А. Губаевой,
при секретаре С.В. Ценевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Н.А. Губаевой гражданское дело по кассационной жалобе О.В. Силантьевой на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан №, которым постановлено:
исковое заявление Силантьевой №, действующей в интересах несовершеннолетнего сына Силантьева №, к ФГУ Главное бюро МСЭ по РТ, Управлению Пенсионного Фонда РФ по Приволжскому району города Казани о признании решения незаконным и обязании начислить пенсию по инвалидности оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав выступления представителя О.В. Силантьевой – № в поддержку жалобы, представителя УПФ РФ в Приволжском районе города Казани № и представителя ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по РТ №, возражавших против жалобы, Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
О.В. Силантьева, действующая в интересах несовершеннолетнего сына №, обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Приволжскому города Казани, Главному бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан о признании решения о снятии инвалидности незаконным и возложении обязанности начислить пенсию по инвалидности.
В обоснование иска указала, что ее несовершеннолетний сын № является инвалидом с детства вследствие врожденной патологии сердечно-сосудистой системы. С рождения он был признан инвалидом и находился на учете в детской городской поликлинике № 10. По результатам очередной медико-социальной экспертизы решением филиала №17 Главного бюро медико-социальной экспертизы от 24 декабря 2008 года инвалидность с
ребенка была снята, а впоследствии по результатам повторного освидетельствования от 7 мая 2009 года установлена необходимость повторного оперативного лечения и установлена инвалидность на один год до 01 мая 2010 года. На основании изложенного истица просила признать решение филиала № 17 Главного бюро медико-социальной экспертизы от 24 декабря 2008 года о снятии с Е.Д. Силантьева инвалидности по категории «ребенок-инвалид» незаконным, обязать УПФ России по Приволжскому Району городу Казани начислить пенсию по инвалидности Е.Д. Силантьеву за период с 01 декабря 2008 года по 01 мая 2009 года.
В судебном заседании представитель истицы иск поддержал в полном объеме.
Представитель Главного бюро МСЭ по РТ иск не признал.
Представители УПФ РФ по Приволжскому району города Казани РТ и Отдела опеки и попечительства Приволжского района города Казани в судебное заседание не явились.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В кассационной жалобе О.В. Силантьева просит отменить решение суда, указав, что отказ в установлении инвалидности и приостановление выплат пенсии по инвалидности в течение 5 месяцев с 01 декабря 2008 года по 01 мая 2009 года является неправомерным, поскольку в указанный период состояние здоровья сына не улучшалось и лечение сына не прекращалось.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с положением статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95, предусматривают в пункте 2, что признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных.
В силу пунктов 25, 31 вышеназванных Правил медико-социальная экспертиза проводится путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При этом в случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений может составляться программа дополнительного обследования. Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом, при этом переосвидетельствование инвалида проводится в порядке проведения медико-социальной экспертизы гражданина, предусмотренном разделами I – IV Правил.
Согласно пп.3 п.1 ст. 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выплата трудовой пенсии прекращается в случае: истечения срока признания лица инвалидом; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
На основании пп. 2 п. 3 ст. 22 ФЗ выплата трудовой пенсии восстанавливается: по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
5. При восстановлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) право на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) не пересматривается. При этом размер указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что решением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 21 января 2010 года исковые требования О.В. Силантьевой были оставлены без удовлетворения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 01 марта 2010 года указанное решение было отменено и направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела следует, что сыну истицы – Е.Д. Силантьеву, №, вследствие врожденной патологии сердечно-сосудистой системы филиалом № 17 Главного бюро МСЭ по РТ установлена инвалидность по категории «ребенок-инвалид» на срок до 01 декабря 2008 года с датой очередного освидетельствования 01 ноября 2008 года.
С 21 ноября 2008 года по 24 декабря 2008 года Е.Д. Силантьев проходил освидетельствование в филиале № 17 Главного бюро МСЭ по РТ, по результатам которого он был направлен на консультацию в состав № 5 Главного бюро МСЭ по РТ.
По результатам освидетельствования филиалом № 17 Главного бюро МСЭ по РТ вынесено решение от 24 декабря 2008 года о непризнании его по категории «ребенок-инвалид».
На основании распоряжения УПФ РФ по Приволжскому району города Казани Республики Татарстан от 20 ноября 2008 года Е.Д. Силантьеву с 01 декабря 2008 года прекращена выплата пенсии по инвалидности.
Составом № 5 ФГУ ГБ МСЭ по РТ было проведено повторное освидетельствование.
Решением от 22 мая 2009 года Е.Д. Силантьеву установлена инвалидность сроком до 01 мая 2010 года с датой очередного освидетельствования 01 апреля 2010 года.
На основании указанного решения УПФ РФ по Приволжскому району города Казани Республики Татарстан от 27 мая 2009 года выплата пенсии по инвалидности ребенку была возобновлена с 01 мая 2009 года.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции по ходатайству представителя истца назначил повторную амбулаторную судебно-медицинскую экспертизу в отношении Е.Д. Силантьева, проведение которой было поручено экспертам БСМЭ Республики Марий Эл в г. Йошкар-Ола.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы от 13 августа 2010 года следует, что по состоянию здоровья на 24 декабря 2008 года отсутствовали основания для признания «ребенком-иванлидом», поскольку было выявлено незначительное расстройство функций организма и ограничение жизнедеятельности выявлено не было.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с заключением экспертов, поскольку оно согласуется с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно оставил исковые требования О.В. Силантьевой без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы О.В. Силантьевой о том, что инвалидность необоснованно была не установлена и приостановление выплат пенсии по инвалидности в течение 5 месяцев с 01 декабря 2008 года по 01 мая 2009 года является неправомерным, поскольку в указанный период лечение сына не прекращалось, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на допустимых доказательствах.
Все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан № по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу О.В. Силантьевой – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи