Судья В.М. Иванов Дело № 33-12210/10
Учет №
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 октября 2010 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Ф. Гафарова,
судей Н.И. Лукояновой, Ю.Р. Мочаловой,
при секретаре В.А. Зайцевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по кассационной жалобе ФИО7 на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2010 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований Кудрявцева Максима Валерьевича о признании незаконными действий отдела военного комиссариата Республики Татарстан по г.Елабуга и Елабужскому району отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании действий отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес> незаконными.
В обоснование требований указал, что состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление в военкомат о выдаче справки для оформления заграничного паспорта нового поколения, однако в выдаче справки ему было отказано, чем нарушены его права.
Просил суд признать действия отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес> незаконными.
Представитель заинтересованного лица – отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес> с заявлением не согласился.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене решения, указывая, что выдача справки надлежащего образца для оформления заграничного паспорта никак не связана с требованиями являться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседания призывной комиссии для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 34 «Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету», утвержденному Приказом Федеральной миграционной службы России от 3 февраля 2010 года №26, проживающие на территории Российской Федерации лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на день подачи заявления не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу, представляют один из указанных ниже документов:
34.1. Военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву.
34.2. Соответствующую справку военного комиссариата по месту жительства.
Из письменных материалов дела, в частности, из удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, видно, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ комиссией отдела военного комиссариата <адрес> признан временно не годным к военной службе, поставлен на воинский учет, подлежал призыву на военную службу в апреле 2006 года.
Как следует из приобщенных к материалам дела копий повесток военного комиссариата, ФИО1 оповещался о явке в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, ФИО1 требования о прохождении медицинского освидетельствования не исполнены, в военкомат по повесткам он не является.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к начальнику отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес> с заявлением о выдаче справки для оформления заграничного паспорта нового поколения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ военкомат отказал в выдаче справки с указанием, что по Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии, для уточнения сведений воинского учета или отправки в воинскую часть для прохождения военной службы. Решение призывной комиссии выносится по каждому призывнику после прохождения медицинского освидетельствования. В связи с тем, что ФИО1 не является по вызову в военкомат и не проходит медицинское освидетельствование, дату призыва невозможно установить, тогда как в справке надлежащего образца для получения заграничного паспорта должна ставиться дата призыва гражданина. Справку может получить только после полного медицинского освидетельствования и вынесения решения призывной комиссии о степени пригодности к военной службе.
Признавая оспариваемые заявителем действия правомерными, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно статье 26 указанного закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.
В соответствии с пунктом 5 Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Право каждого гражданина свободно выезжать за пределы Российской Федерации в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в статье 15 устанавливает основания, по которым право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено. Согласно пункту второму названной статьи призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу (до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы) являются основанием для временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, преследующую цель обеспечить исполнение им конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
В соответствии с частью второй статьи 9 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в заявлении о выдаче паспорта гражданин Российской Федерации указывает на отсутствие обстоятельств, предусмотренных данным Федеральным законом, которые могли бы препятствовать его выезду из Российской Федерации.
Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, определены в статье 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В частности, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них решения о призыве на военную службу либо иных решений.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 требования военного комиссариата о прохождении медицинского освидетельствования не исполнены, в военкомат по повесткам он не является. При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что призывной комиссией принятие решения в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в отношении ФИО1 не возможно, а потому требования ФИО1 о выдаче справки надлежащего образца для оформления заграничного паспорта подлежат отклонению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на правильность принятого решения. В данном случае право ФИО1 на выезд из Российской Федерации ограничено федеральным законом в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Решение является законным, обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: