на действия администрации по отказу в постановке на учет нуждающихся в жилье



Судья Шарифуллин В.Р. дело № 33-13062

учет № 63

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 ноября 2010 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галиевой А.С., судей Калимуллина Р.Я. и Хабировой Ф.В., при секретаре Гилмуллиной Г.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Галиевой А.С. гражданское дело по кассационной жалобе Колбасовой М.Ф. на решение Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 05 октября 2010 года, которым в удовлетворении ее заявления о признании незаконным отказа Муниципального учреждения «Администрация Московского района ИК МО г. Казани» в постановке (принятии) на учет для обеспечения жильем в порядке п.4 ч.1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Колбасова М.Ф. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения МУ «Администрация Московского района ИК МО г. Казани» об отказе в постановке (принятии) на учет для обеспечения жильем от 24 августа 2010 года; отмене указанного решения и возложении обязанности обеспечить ее жильем.

Требования были мотивированы тем, что ей незаконно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, несмотря на то, что в соответствии с ФЗ «О ветеранах» она должна быть обеспечена жильем независимо от имущественного положения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования.

Представитель заинтересованного лица – МУ «Администрация Московского района ИК МО г. Казани» в суд не явился.

Суд в удовлетворении заявления отказал.

В кассационной жалобе Колбасовой М.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела. При этом указано, что в нарушение требований закона суд рассмотрел требования не по тому основанию, что она является членом семьи умершего участника ВОВ, а по тому основанию, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Также указано, что уже в силу того, что она является вдовой участника ВОВ, она должна быть признана нуждающейся в жилом помещении независимо от имущественного положения и независимо от учетных и иных норм жилой площади.

Судебная коллегия считает, что решение суда основано на законе и подлежит оставлению без изменения.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением Казанской городской Думы № 10-13 от 01.11.2006 года «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Как видно из материалов дела, Колбасова М.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны и проживает в квартире, принадлежащей дочери - ФИО8 в <адрес> общей площадью 30,8 кв.м.

Ответом ИК МО г. Казани от 24.08.2010 года Колбасовой М.Ф. отказано в удовлетворении ее заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что обеспеченность общей площадью в жилом помещении на одного человека составляет более учетной нормы.

Признавая данный отказ законным и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как ее обеспеченность общей жилой площадью составляет более учетной нормы (более 12 кв.м.).

Судебная коллегия согласна с данным выводом, так как истица является членом семьи собственника <адрес> общей площадью 30,8 кв.м. и на каждого члена семьи приходится по 15,4 кв.м. общей площади, что более учетной нормы, а потому она не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Доводы кассационной жалобы Колбасовой М.Ф. о том, что обеспечение жильем ветеранов осуществляется независимо от их имущественного положения – основаны на неверном толковании норм материального права, так как основным критерием постановки на учет является нуждаемость в жилье вне зависимости от имущественного положения. В данном случае заявитель в жилье не нуждается, а потому не может быть поставлена на указанный учет.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд рассмотрел ее требования по иным, не заявленным основаниям – являются ошибочными, так как вдовы участников ВОВ обеспечиваются жилым помещением только при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и именно данный вопрос и был рассмотрен судом.

Таким образом, следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.

Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 05 октября 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Колбасовой М.Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: