Судья Э.Р. Сайдашева Дело № 13109
Учет № 52
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 ноября 2010 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Р.В. Шакирьянова
судей Х.Х. Латыпова, Л.И. Сибгатуллиной
при секретаре судебного заседания Ю.В. Еремченко
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.В. Шакирьянова гражданское дело по кассационной жалобе представителя Р.Н. Гайнеева - В.И. Аркадьева на решение Советского районного суда г. Казани от 18 октября 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Гайнеева ... к Военному комиссариату Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с дата по дата - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Н. Гайнеев обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка.
В обоснование заявленных требований указывается, что истец является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации. Ответчиком в нарушение ст.ст. 43,49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при выплате истцу пенсии за период с дата по дата учитывался размер денежной компенсации продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки. Однако реальная суточная стоимость продовольственного пайка за данный период ежемесячно возрастала и увеличивалась: с 32 руб.71 коп. до 70 руб. 70 коп. На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной им пенсии и взыскать доплату с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с дата по дата в сумме ....
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Суд отказал в удовлетворении иска, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В кассационной жалобе представителем Р.Н. Гайнеева - В.И. Аркадьевым ставится вопрос об отмене решения суда, при этом указывается, что в состав денежного довольствия для начисления пенсии входят: оклад по должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет, а также стоимость продовольственного пайка. Поэтому увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно повлечь пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей. Судом при рассмотрении дела изложенное не учтено.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Судом установлено, что Р.Н. Гайнеев является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. С дата по дата размер пенсии исчислялся исходя из размера его денежного довольствия, в который включена компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки. Истец указывает в своем заявлении, что фактически стоимость пайка в указанный период составляла большую сумму. При этом ссылается на данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка.
Разрешая данный спор и отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что использованные истцом при расчете недоплаты пенсии данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка не имеют значение для разрешения данного спора, поскольку указанные суммы рассчитываются для подготовки бюджетной заявки и контроля при ее исполнении и не могут быть использованы для исчисления пенсии.
Судебная коллегия считает данный вывод суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (в редакции от 04 ноября 2007 года) продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.
Федеральным законом №122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», регулирующую вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих. С 1 января 2005 года выдача продовольственного пайка сохранена лишь в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе. Военнослужащим, проходящим военную службу в иных местностях, продовольственное обеспечение уставлено в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством РФ.
Статьей 49 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка необходимо руководствоваться специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Месячная стоимость продовольственного пайка определена исходя из размера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим (сотрудникам органов внутренних дел), проходящим военную службу (службу в органах внутренних дел), взамен продовольственного пайка в соответствии с законами РФ о федеральном бюджете, действующими ежегодно с 1 января 2000 года.
Указанная норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 01 января 2005 года устанавливалась федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а после указанной даты постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 20004года № 906 и от 22 февраля 2006 года № 101 «О мерах по реализации Федерального закона о бюджете» и сохранена на 2005-2007 года в сумме 20 рублей в сутки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что за указанный истцом период военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 руб. Такой размер компенсации был установлен законами о федеральных бюджетах и Правительством РФ. Определенный законом размер денежной компенсации продовольственного пайка в этот период не изменялся.
Учитывая, что положения, закрепленные в ст. 162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000» и соответствующих статей соответствующих Законов на 2001, 2002 и 2003 годы о том, что законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями, то никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.
Кроме того, законодательством РФ о пенсионном обеспечении указанной категории граждан, как ранее действовавшем, так и действующим, не предусмотрено получение военным пенсионером продовольственного обеспечения в виде организованного питания, в виде выдачи продовольственного пайка, доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка, что в полной мере обеспечивает соблюдение принципа равенства прав всех военнослужащих, в том числе и военных пенсионеров. Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлен орган, определяющий размер месячной стоимости продовольственного пайка для исчисления пенсии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что пенсия, выплачиваемая истцу, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации стоимости продовольственного пайка.
Доводы кассационной жалобы представителя Р.Н. Гайнеева - В.И. Аркадьева суд кассационной инстанции отклоняет, как несостоятельные, поскольку они опровергаются приведенными выше суждениями и противоречат материалам дела. Выводы судом сделаны с учетом всех обстоятельств дела, на основании представленных сторонами доказательств.
При таких данных суд кассационной инстанции считает, что суд, отказав в удовлетворении иск, вынес законное и обоснованное решение.
Дело судом рассмотрено с соблюдением требований закона, доказательствам по делу дана надлежащая оценка, решение суда соответствует требованиям закона, оснований для его отмены не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Казани от 18 октября 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Р.Н. Гайнеева - В.И. Аркадьева - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: