Судья З.Р. Валиева Дело № 33-12537/10
Учет № 29
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 октября 2010 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Р.Г. Габдуллина,
судей Г.А. Сахиповой, И.И. Багаутдинова,
при секретаре А.Л. Гусевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи И.И. Багаутдинова гражданское дело по кассационной жалобе Р.А. Ибрагимова на решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ибрагимова Р.А. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Татарстан о признании решения недействительным и его отмене, о признании права на налоговую льготу на выбранное транспортное средство, о взыскании расходов по оплате услуг представителя и расходов на нотариальное удостоверение доверенности – отказать.
Заслушав Р.А. Ибрагимова и его представителя О.А. Мухаметшина, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Р.А. Ибрагимов обратился в суд с иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Татарстан (далее инспекция):
1) о признании:
- отказа в предоставлении налоговой льготы на уплату транспортного налога на автомашину <данные изъяты> недействительным и его отмене;
- права на налоговую льготу на выбранное транспортное средство;
2) о взыскании расходов:
- по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей;
- на нотариальное удостоверение доверенности в сумме <данные изъяты> рублей.
В обоснование своих требований Р.А. Ибрагимов указал на наличие в собственности трёх автомашин<данные изъяты> и незаконный отказ в предоставлении налоговой льготы по пункту 5 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» (далее закон от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ).
Представитель инспекции требования не признал, пояснив, что истец неправильно толкует данную статью. Пункт 5 статьи 6 закона от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ необходимо читать с учётом других пунктов и льгота по данному пункту может распространяться только на лиц, указанных в пункте 1 данной статьи.
Суд иск оставил без удовлетворения, постановив решение в вышеуказанной формулировке.
В кассационной жалобе Р.А. Ибрагимов не согласен с решением, просит его отменить и вынести новое решение в связи с неправильным толкованием норм материального права. Пункт 5 статьи 6 закона от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ распространяется на любое физическое лицо, владеющее двумя и более транспортными средствами.
Суд кассационной инстанции оснований для отмены решения не находит.
В соответствии со статьёй 6 закона от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ
1. Освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на:
1) категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также приравненные к ним категории граждан;
2) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, и граждан, награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней;
3) участников, инвалидов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт);
4) инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).
2. Освобождаются от налогообложения водно-воздушные транспортные средства, зарегистрированные на категории граждан, подвергшихся воздействию радиации в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
3. Освобождаются от налогообложения налогоплательщики, реализующие инвестиционные проекты по договорам, заключенным до 1 января 2005 года, в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан".
Освобождаются от налогообложения организации-резиденты особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет.
4. Устанавливается льгота в размере 50 процентов от налоговых ставок, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, в отношении грузовых автомобилей, автобусов, произведенных в Российской Федерации и оснащенных двигателями, соответствующими экологическим нормам не менее ЕВРО-2, находящихся на балансе лизингодателя и переданных в лизинг на срок не менее 1 года, с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил.
5. Для физических лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средств, льгота предоставляется по выбору на одно транспортное средство.
6. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
Судом установлено, что на Р.А. Ибрагимова зарегистрированы три автомашины <данные изъяты>
1 июля 2010 года Р.А. Ибрагимов обратился в инспекцию с заявлением о предоставлении ему льготы на уплату транспортного налога на автомашину <данные изъяты>. Инспекция в предоставлении льготы отказала.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, правомерно отказало в иске. Данный вывод суда основан на толковании статьи 6 закона от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ. Пунктами 1-3 данной статьи установлены категории граждан и организаций, которые освобождены от налогообложения транспортных средств, зарегистрированных на них. Пункт 4 определяет круг организаций, имеющих право на 50-процентную льготу от налоговых ставок, предусмотренных статьёй 5 закона от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ. Пункт 5 статьи 6 закона от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ не определяет ещё одну категорию граждан, освобождённых от уплаты транспортного налога, а говорит о лицах, которые уже указаны в пунктах 1-4, выделяя из них физических лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства. Суд первой инстанции правильно указал, что пунктом 5 статьи 6 закона от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ подразумеваются не все физические лица, на которых зарегистрированы два и более транспортных средств, а только из перечня лиц, указанных в пунктах 1-4.
Утверждение Р.А. Ибрагимова о неясности изложения статьи 6 закона от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ и необходимости толкования её в пользу налогоплательщика необоснованны. При том толковании, которое предлагает Р.А. Ибрагимов, получается, что от транспортного налога освобождены все физические лица, на которых зарегистрирован данное средство.
Решение следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Р.А. Ибрагимова - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Г. Габдуллин
Судьи Г.А. Сахипова
И.И. Багаутдинов