Судья И.Ш. Шайдуллин дело № 33-13345/2010учет № 54КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 ноября 2010 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Р. Гилманова,
судей С.Н. Захаровой и Р.Р. Юсупова,
при секретаре судебного заседания К.Д. Ахмади
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Р. Гилманова гражданское дело по кассационным жалобам
Г.Ш. и Х.Г. Фатхутдиновых на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 01 сентября 2010 года, которым
Г.Ш., Х.Г. Фатхутдиновым отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету муниципального образования г. Чистополя (далее – ИК МО
г. Чистополя), Исполнительному комитету Чистопольского муниципального района Республики Татарстан (далее – ИК Чистопольского муниципального района Республики Татарстан), Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Чистопольском муниципальном районе о возложении на Г.Ш. Фатхутдинова обязанности возвратить в бюджет субсидию в размере <данные изъяты>, возложении обязанности восстановить учетные дела инвалида ВОВ Г.Ш. Фатхутдинова и инвалида
Х.Г. Фатхутдиновой как нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителя Г.Ш., Х.Г. Фатхутдиновых – С.Г. Саттаровой, поддержавшей доводы жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Г.Ш., Х.Г. Фатхутдиновы обратились в суд с иском к ИК МО г. Чистополя о прекращении за Г.Ш. Фатхутдиновым права собственности на жилой дом <адрес>, возложении обязанности на ИК МО г. Чистополя восстановить учетные дела инвалида ВОВ Г.Ш. Фатхутдинова и инвалида
Х.Г. Фатхутдиновой как нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указано, что Г.Ш. Фатхутдинов - участник ВОВ,
Х.Г. Фатхутдинова - инвалид первой группы по зрению. С 2004 года
Г.Ш. Фатхутдинов как инвалид ВОВ состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В октябре 2006 года ему была предоставлена субсидия за счет федерального бюджета в размере <данные изъяты>. Однако при предоставлении указанной меры социальной поддержки, ответчиком не было учтено право его супруги Х.Г. Фатхутдиновой на получение субсидии. Поскольку размер предоставленной истцу субсидии не позволял приобрести благоустроенную квартиру, истцы были вынуждены приобрести вышеуказанный жилой дом, который не пригоден для их проживания в связи с высокой степенью износа и их нуждаемостью в постороннем уходе. В связи с изложенным Г.Ш., Х.Г. Фатхутдиновы, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просили суд возложить на
Г.Ш. Фатхутдинова обязанность возвратить в федеральный бюджет ранее полученную субсидию в размере <данные изъяты>, а также обязать ответчика восстановить учетные дела инвалида ВОВ Г.Ш. Фатхутдинова и инвалида
Х.Г. Фатхутдиновой как нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 21 июля 2010 года в качестве соответчиков привлечены ИК Чистопольского муниципального района Республики Татарстан и Управление социальной защиты Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Чистопольском муниципальном районе.
Ответчики - представитель ИК МО г. Чистополя и ИК Чистопольского муниципального района Республики Татарстан И.А. Чирков иск не признал
Ответчик - представитель Управления социальной защиты Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Чистопольском муниципальном районе в суд не явился.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В кассационных жалобах Г.Ш., Х.Г. Фатхутдиновы просят отменить решение суда. В жалобе отмечается, что судом не приняты во внимание доводы истцов о том, что фактически они не смогли улучшить свои жилищные условия, поскольку субсидия была предоставлена только Г.Ш. Фатхутдинову без учета права Х.Г. Фатхутдиновой на улучшение жилищных условий.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 данного Закона (в редакции, действовавшей на момент предоставления истцу субсидии) объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем граждан исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Приказом Минрегиона РФ от 26 января 2006 года № 8 средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по Республике Татарстан для расчета субсидий была установлена в размере 11.350 руб.
Как следует из материалов дела, истец Г.Ш. Фатхутдинов является ветераном участником ВОВ, истица Х.Г. Фатхутдинова является инвалидом первой группы по зрению.
С 14 апреля 2004 года Г.Ш. Фатхутдинов как ветеран ВОВ составом семьи из двух человек состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в отделе учета и распределения жилой площади ИК Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Г.Ш. Фатхутдинову в октябре 2006 года предоставлена субсидия на улучшение жилищных условий в размере <данные изъяты>. На эти денежные средства истцом приобретен жилой дом <адрес>, общей площадью 71,4 кв.м., жилой - 58.6 кв.м. По данным БТИ износ дома составляет 62 %, кирпичного пристроя 45 %. В соответствии с техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме имеются отопление, газоснабжение, электроснабжение.
При таком положении, проанализировав фактические обстоятельства дела с учетом приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении иска Фатхутдиновых, поскольку меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны носят целевой характер, направлены на улучшение жилищных условий именно данной категории граждан и в соответствии с приведенной выше нормой материального права предоставляются государством только один раз. Свое право на получение вышеуказанных мер социальной поддержки Г.Ш. Фатхутдинов реализовал.
Х.Г. Фатхутдинова в свою очередь в орган местного самоуправления, осуществляющий принятие граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращалась, тогда как в соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ обязательным условием для принятия на указанный учет является наличие волеизъявления гражданина путем подачи соответствующего заявления.
Доводы кассационных жалоб Фатхутдиновых об ущемлении их прав при предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий и необходимости предоставления мер социальной поддержки с учетом права Х.Г. Фатхутдиновой в силу вышеизложенного являются несостоятельными, поскольку судом первой инстанции исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалоб о невозможности проживания истцов в приобретенном на полученные денежные средства жилом доме не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку указанный дом в установленном законом порядке не признан непригодным для проживания, а отсутствие водопровода и канализированных уборных в соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
С учетом изложенного, принятое судом решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан
от 01 сентября 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационные жалобы Г.Ш., Х.Г. Фатхутдиновых - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи :