иски физ. лиц к Пенсионному фонду РФ



Судья С.Г. Горшунов дело №

учет №

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда <адрес> в составе:

председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,

судей Г.А. Сахиповой, И.И. Багаутдинова,

при секретаре судебного заседания К.Д. Ахмади,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по кассационным жалобам Н.С. Ватолиной и Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> (далее – ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес>) на решение Заинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

иск Н.С. Ватолиной к ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес> об оспаривании решения удовлетворить частично.

Признать незаконным и не действующим с момента его принятия решение ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес> об отказе Н.С. Ватолиной в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в специальный трудовой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в части зачета периода нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке.

Обязать ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес> включить Н.С. Ватолиной в специальный трудовой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в календарном исчислении:

- периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Период нахождения в отпуске по беременности и родам ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачесть в льготном исчислении как 1 год нахождения в этом отпуске за 1 год 6 месяцев.

Взыскать с ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес> в пользу Н.С. Ватолиной расходы на оплату услуг представителя в сумме № рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме № рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Н.С. Ватолиной, поддержавшей доводы своей жалобы и воз против удовлетворения жалобы пенсионного органа, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Н.С. Ватолина обратилась в суд с иском к ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и отмене решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Однако решением ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет, рекомендовано доработать недостающий специальный стаж (4 года 1 месяц 21 дней) в должностях и учреждениях, предусмотренных списком.

При этом из специального трудового стажа Н.С. Ватолиной исключены:

- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Заинского АТП;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитан в стаж в календарном порядке.

Полагая отказ ответчика в назначении ей пенсии на льготных основаниях неправомерным, истица просила суд включить в специальный трудовой стаж медицинской деятельности спорные периоды работы, период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитать в стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, возложить на ответчика обязанность назначить ей трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, а также с ответчика судебные издержки.

Представитель ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес> – Ю.А. Сычева иск не признала.

Суд иск удовлетворил частично и вынес решение в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе начальник ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес> – З.К. Юсупова просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в иске. В жалобе отмечается, что выводы суда о необходимости включения в специальный стаж истицы отдельных спорных периодов, а также зачтения в этот стаж указанных ею периодов в льготном исчислении противоречат требованиям действующего законодательства РФ, регламентирующего порядок пенсионного обеспечения граждан.

В кассационной жалобе Н.С. Ватолиной ставиться вопрос об изменении решения суда и включении в ее специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Заинского АТП. В жалобе отмечается, что судом необоснованно отклонены представленные ею доказательства, свидетельствующие о ее работе в указанный период в здравпункте автотранспортного предприятия.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что решением ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет, рекомендовано доработать недостающий специальный стаж (4 года 1 месяц 21 дней) в должностях и учреждениях, предусмотренных списком.

При этом из специального трудового стажа Н.С. Ватолиной исключены: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Заинского АТП; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитан в стаж в календарном порядке.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность поя охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

До установления указанного нормативно правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам, действовали Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, по которому работа фельдшером, медицинской сестрой независимо от наименования должности, в здравпунктах, медицинских пунктах давала право на пенсию по выслуге лет, а также Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, имели право на пенсию по выслуге лет.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности фельдшера Заинского АТП.

Между тем, в соответствии с действовавшим на тот момент нормативно правовым регулированием работа на должностях медицинского персонала в структурных подразделениях организаций, не являющихся учреждениями здравоохранения, подлежала включению в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии, только при условии создания в данных организациях врачебных, фельдшерских здравпунктов или медицинских пунктов.

Как следует из материалов дела, судом были допрошены свидетели свидетель 1, свидетель 2, свидетель 3, исследована трудовая книжка истицы, запрошены архивные документы, а также документы из ОАО «ЗАТП» (правопреемник Заинского АТП) и МБУЗ «Заинская ЦРБ», однако каких либо допустимых доказательств, достоверно подтверждающих факт функционирования здравпункта в Заинском АТП, судом не добыто.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанного периода работы истицы в специальный стаж.

Согласно разъяснениям, приведенным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости (пункт 15).

В силу ст. 54 «Основ законодательства об охране здоровья граждан» право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Повышение квалификации является трудовой обязанностью работников, непосредственно связанной с их медицинской деятельностью. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Если в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то периоды повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Согласно справке Заинской ЦРБ № от ДД.ММ.ГГГГ Н.С. Ватолина, занимающая должность медсестры по ЛФК оздоровительного комплекса Заинской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находилась в отпуске по беременности и родам, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на курсах повышения квалификации.

Периоды учебы были оплачены, с них производились отчисления в пенсионный фонд, а отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Н.С. Ватолиной до ДД.ММ.ГГГГ и продолжился после указанной даты.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд первой инстанции обоснованно включил данные периоды в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ, стаж работы в должности среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля, стационаров: акушерское физиологическое; акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое родовое (родильное); отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы должен засчитываться за один год и шесть месяцев.

До вступления в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Поскольку время нахождения в отпуске по уходу за ребенком полностью по правовым последствиям приравнено законодателем к времени основной работы женщины, при кратном зачете времени работы для пенсионных целей должно засчитываться в льготном исчислении и время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком.

Как следует из трудовой книжки, акта документальной проверки, Н.С. Ватолина со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность медицинской сестры гинекологического отделения Заинской ЦРБ.

Таким образом, в соответствии вышеприведенными правовыми нормами период нахождения Н.С. Ватолиной в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны быть исчислены в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Вместе с тем, медицинская деятельность Н.С. Ватолиной, дающая право на льготное пенсионное обеспечение с учетом периодов включенных ответчиком на дату обращения истицы составляет менее 30 лет, в связи с чем судом обоснованно отказано в возложении на пенсионный орган обязанности назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Эти обстоятельства судом определены правильно и им дана должная правовая оценка.

Доводы кассационной жалобы ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес> о неправомерности включения в специальный стаж истицы спорных периодов, а также зачтения в этот стаж отдельных периодов в льготном исчислении основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем данные доводы не могут служить основанием для отмены принятого судом решения.

Доводы кассационной жалобы Н.С. Ватолиной о необходимости включения в ее специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Заинского АТП являются несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств, исследованных судом первой инстанции и получивших надлежащую правовую оценку.

Таким образом, дело рассмотрено полно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, решение постановлено с соблюдением закона.

Учитывая, что других доводов, по которым на основании предусмотренных статьями 362-364 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 199, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу оставить без изменения, кассационные жалобы Н.С. Ватолиной и ГУ УПФ России в <адрес> и <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: