учет № 22
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е23 декабря 2010 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галиевой А.С., судей Гафиятуллина Ш.Ш. и Саитгараевой Р.А., при секретаре Гилмуллиной Г.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галиевой А.С. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2010 года, которым постановлено:
иск Коростеловой А.А. удовлетворить.Возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обязанность в течение 7 дней после вступления настоящего решения в законную силу совершить необходимые действия для перечисления денежных средств - субсидии на приобретение квартиры <адрес> в размере 943 200 рублей с отдельного блокированного целевого счета № № открытого в Менделеевском филиале ОАО «АК Барс» Банк на имя Кормильцевой А.Я., на текущий счет Коростеловой А.А., открытый в Елабужском филиале ОАО «АК Барс» Банк № №
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – ФИО14 в поддержку жалобы, возражения против жалобы представителей Коростелевой А.А. - ФИО15, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Коростелева А.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее Министерство) о возложении обязанности произвести оплату по договору купли-продажи путем перечисления на счет продавца выделенной государством из федерального бюджета в виде субвенции суммы в размере 943 000 рублей.
Требования были мотивированы тем, что 12.07.2010 года между истцом (продавец) и Кормильцевой А.Я. (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры <адрес>. Согласно условиям договора, оплата стоимости квартиры должна была производиться безналичным расчетом за счет средств федерального бюджета, предоставленных покупателю в виде субсидии на приобретение жилья, предоставленной в соответствии с Постановлением КМ РТ от 07.06.2006 года № 275. Право собственности на вышеуказанные квартиру зарегистрировано за Кормильцевой А.Я. 14.07.2010 года. В связи с тем, что Кормильцева А.Я. умерла 03.08.2010 года Министерство отказывает в выплате стоимости квартиры, приобретенной Кормильцевой А.Я., в размере 943 000 рублей, причитающихся в виде субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, с чем истица не согласна.
В судебном заседании представитель истицы иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил.
В кассационной жалобе Министерства ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 6-11, 13 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ № 275 от 07.06.2006 года, предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки).
Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии (далее - списки), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан: уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.
После получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета.
Уполномоченный банк еженедельно представляет в Министерство информацию об открытых гражданами блокированных целевых лицевых счетах.
В целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:
договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;
договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.
В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.
После получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.
Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.
Как видно из материалов дела, руководителем Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ вдове ветерана Великой Отечественной войны – Кормильцевой А.Я. направлено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере 943 200 рублей.
07.07.2010 года Кормильцева А.Я. заключила с ОАО «Ак Барс» Банк договор банковского (текущего) счета № № категории «Жилье ветеранам».
В целях приобретения жилья за счет выделенной субсидии, 09.07.2010 года Кормильцева А.Я. (покупатель) заключила с Коростелевой А.А. (продавец) договор купли-продажи квартиры <адрес>
Согласно пункту 4 данного договора расчет производится следующим образом: 30000 рублей оплачивается при подписании договора, 131800 рублей – до 09.08.2010 года, а оставшаяся часть суммы путем выплаты за счет средств Федерального Бюджета в виде субсидии на приобретение жилья путем перечисления 943200 рублей на отдельный блокированный целевой счет №, открытого в ОАО «АК Барс» Банк на имя Кормильцевой А.Я. и последующего перевода на текущий счет продавца – Коростелевой А.А. в Елабужском филиале ОАО «Ак Барс» Банк №.
14 июля 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ выдано свидетельство о государственной регистрации права Кормильцевой А.Я. на указанную квартиру.
Все документы, необходимые для перечисления полученной субсидии на счет продавца, предоставлены в территориальный орган Министерства, однако перечисление произведено не было.
03.08.2010 года Кормильцева А.Я. умерла.
Таким образом, установлено, что Кормильцевой А.Я. при жизни из федерального бюджета выделена субвенция для приобретения жилья, за счет которых она приобрела право собственности на квартиру <адрес>
Вместе с тем Министерство в нарушение установленных приведенными Постановлением и Положением сроков, не произвело своевременно необходимых действий для перечисления полученных от Министерства Финансов денежных средств в счет выделенной на приобретение квартиры субсидии.
Право собственности Кормильцевой А.Я. на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке и возникший спор напрямую затрагивает права истицы, которая в установленном порядке реализовала принадлежащую ей недвижимость, а потому вправе рассчитывать на получение ее стоимости.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Обеспечение ветеранов войны субсидиями за счет федерального бюджета является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, свои обязательства в данном конкретном случае государство - в лице Министерства Финансов РФ, исполнило в полном объеме, однако Министерство, взяв на себя несвойственные ему функции и полномочия, по существу самостоятельно решает вопрос о выделении ветерану квартиры, уже оплаченной государством и приобретенной ветераном.
Поскольку государство в лице Министерства Финансов РФ исполнило свое обязательство, выделив денежные средства на приобретение жилья вдове ветерана ВОВ – Кормильцевой А.Я., то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Министерства в перечислении субсидии является незаконным.
Доводы кассационной жалобы Министерства о том, что Министерство стороной договора не является, после смерти Кормильцевой А.Я. обязательства перестали существовать, денежными средствами, полученными от субсидии, может распоряжаться только ее получатель, не могут повлечь отмену решения, поскольку государство в лице Министерства Финансов РФ исполнило свое обязательство, выделив денежные средства на приобретение жилья вдове ветерана ВОВ –Кормильцевой А.Я., которая в свою очередь при жизни изъявила желание на приобретение спорной квартиры, предоставив для этого все необходимые документы, оформив договор купли-продажи, и зарегистрировав его при жизни, при таком положении отказ Министерства в перечислении субсидии является незаконным.
Доводы кассационной жалобы о том, что субсидия носит целевой характер, а потому наследница Кормильцевой А.Я. не вправе наследовать жилое помещение – основаны на неверном толковании норм материального права.
Право на получение субсидии на приобретение жилья, действительно, неразрывно связано с личностью получателя субсидии, но в ситуации, когда таковая фактически выделена, но не выплачена путем зачисления на блокированный счет получателя субсидии с дальнейшим переводом денежных средств на счет продавца жилого помещения, выделенная из федерального бюджета сумма, носящая как целевой, так и адресный характер, входит в наследственную массу.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство не является тем органом, который самостоятельно принимает решение о выделении субсидии – несостоятельны, поскольку фактически решение вопроса о выделении субсидии уже было принято (направление получателю субсидии соответствующего уведомления свидетельствует о ее выделении из федерального бюджета в форме субвенций) и денежные средства перечислены из федерального бюджета.
Ссылка Министерства на то, что в течение 7 дней, которые суд установил для перечисления денежных средств, является нереальным сроком, не могут служить основанием для отмены решения суда, данные вопросы могут быть разрешены в порядке исполнения решения суда.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 199, 350, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2010 года по данному делу оставить без изменения; кассационную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: