Судья И.А.Кулиев Учет 54
Дело №33-14377/ 2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2010г. г.Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Н.А.Губаевой,
судей Ф.В.Хабировой, Ш.Ш.Гафиятуллина,
при секретаре судебного заседания Ф.Д. Ахметовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В.Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 15 ноября 2010 года, которым постановлено:
Иск Л.Р.Каримовой удовлетворить.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 дней после вступления настоящего решения в законную силу совершить необходимые действия для перечисления денежных средств - субсидии на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей с отдельного блокированного целевого счета <данные изъяты>, открытого в Агрызском ДО ОАО «АК Барс» Банк на лицевой счет продавца - <данные изъяты> в филиале №<данные изъяты> Удмуртского отделения Сберегательного Банка РФ в г.Ижевск на имя Н.В.Парыгиной
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представитель Л.Р. Каримовой – А.Н.Суходоева, возражавшего против удовлетворения жалобы, cудебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Л.Р. Каримова обратилась в суд с вышеназванным иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
В обоснование иска указала, что ее матери - Р.В. Гайнутдиновой в соответствии с Постановлением КМ РТ от 07.06.2006 г. №275 была выделена субсидия за счет средств Федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилья.
ДД.ММ.ГГГГ Р.В. Гайнутдинова по договору купли-продажи приобрела у Н.В.Парыгиной квартиру по адресу - <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей уплачено из собственных средств покупателя.
Договор купли-продажи квартиры зарегистрирован в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по РТ, выдано свидетельство о государственной регистрации права.
По указанному договору стоимость квартиры в размере <данные изъяты> рублей должна быть выплачена ответчиком после государственной регистрации договора путем перечисления с блокированного целевого счета на счет продавца квартиры
ДД.ММ.ГГГГ Р.В. Гайнутдинова умерла, в связи с чем в перечислении денежных средств ответчиком отказано.
Считая отказ незаконным, истица просила обязать ответчика произвести оплату договора купли продажи путем перечисления на счет продавца выделенной на имя Р.В. Гайнутдиновой субсидии в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель истицы иск поддержал.
Представитель МТЗ СЗ РТ в судебное заседание не явился, извещен.
Н.В. Парыгина в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил отказать в иске, указывая, что право на получение субсидии не может перейти к наследникам и третьим лицам.
Суд удовлетворил заявленные требования.
В кассационной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Указано, что Министерство стороной договора не является, после смерти Р.В. Гайнутдиновой обязательства перестали существовать. Денежными средствами, полученными от субсидии, может распоряжаться только ее получатель, а истец не вправе наследовать данное жилое помещение. Денежные средства поступили на счет Министерства лишь 17 апреля 2010 года.
Не согласно с возложением на него обязанности по перечислению указанных сумм, кроме того, не согласно на взыскании с него судебных расходов.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
…4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;…
Согласно Положению о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (утв. постановлением КМ РТ от 7 июня 2006 г. N 275)
4. Предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки)…
7. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии (далее - списки), по форме согласно приложению N1 к настоящему Положению.
8. Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан:
…уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.
9. После получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета…
13. После получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.
14. Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий.
Субсидия считается использованной, а получатели субсидий утрачивают статус нуждающихся в жилых помещениях после перечисления денежных средств со счета отделения уполномоченного банка продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.
Уполномоченный банк в течение трех дней со дня перечисления денежных средств продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение, обязан уведомить Министерство об использовании гражданином субсидии.
Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.
Как установлено в судебном заседании, 18 мая 2010 года территориальным органом социальной защиты Р.В. Гайнутдиновой выдано уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ Р.В. Гайнутдинова, от имени которой по доверенности действовал Р.А. Каримов, заключила с Н.В. Парыгиной договор купли- продажи <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей.
Согласно п.3 Договора, расчет производится путем выплаты за счет средств Федерального Бюджета в виде субсидии на приобретение жилья путем перечисления указанной суммы с блокированного целевого счета №<данные изъяты> открытого в Агрызском ДО ОАПО «АК Барс» Банк на лицевой счет продавца - <данные изъяты> в филиале №<данные изъяты> Удмуртского отделения Сберегательного Банка РФ в г.Ижевск на имя Н.В.Парыгиной (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ выдано свидетельство о государственной регистрации права Н.В. Гайнутдиновой на квартиру <адрес>.(л.д.9).
В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Представитель истицы суду пояснил, что все документы, необходимые для перечисления полученной субсидии на счет продавца, были предоставлены в территориальный орган МТЗ СЗ РТ еще при жизни Р.В. Гайнутдиновой, но перечисление не было произведено по неизвестным причинам.
Согласно свидетельству о смерти, Р.В.Гайнутдинова умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Р.В.Гайнутдинова при жизни, в установленном законом порядке приобрела право собственности на квартиру <адрес> при этом МТЗ СЗ РТ, в нарушение установленных приведенными Постановлением и Положением сроков, не произвело своевременно необходимых действий для перечисления полученных от Министерства Финансов денежных средств в счет выделенной на приобретение квартиры субсидии.
Как установлено судом, истица является дочерью умершей.
Суд удовлетворил заявленные требования, учитывая, что право собственности Р.В. Гайнутдиновой на квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, возникший спор напрямую затрагивает права истицы, как наследницы умершей, с чем согласна и судебная коллегия.
Правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания с Федерального закона "О ветеранах", на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем ветеранов войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства - до 1 мая 2010 года.
Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Обеспечение ветеранов войны субсидиями за счет Федерального Бюджета является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, свои обязательства в данном конкретном случае государство - в лице Министерства Финансов РФ, исполнило в полном объеме, однако МТЗ СЗ РТ, взяв на себя несвойственные ему функции и полномочия, по существу самостоятельно решает вопрос о выделении ветерану квартиры, уже оплаченной государством и приобретенной ветераном.
Судебные расходы были правомерно возложены на ответчика, так как исковые требования были удовлетворены в полном объеме, в связи с чем доводы жалобы ответчика в этой части подлежат отклонению.
Доводы кассационной жалобы Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ о том, что Министерство стороной договора не является, после смерти Р.В. Гайнутдиновой обязательства перестали существовать, денежными средствами, полученными от субсидии, может распоряжаться только ее получатель, не могут повлечь отмену решения, поскольку государство в лице Министерства Финансов РФ исполнило свое обязательство, выделив денежные средства на приобретение жилья вдове ветерана ВОВ - Р.В. Гайнутдиновой, которая в свою очередь при жизни изъявила желание на приобретение спорной квартиры, предоставив для этого все необходимые документы, оформив договор купли-продажи и зарегистрировав его при жизни, при таком положении отказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в перечислении субсидии является незаконным.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361, 366 ГПК РФ, cудебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 15 ноября 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи