учет № 22
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е24 января 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гилманова Р.Р., судей Галиевой А.С. и Юсупова Р.Р., при секретаре Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галиевой А.С. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 15 ноября 2010 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в пользу Смирновой Л.И. денежные средства в размере 943200 рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Смирновой Л.И. – ФИО11 считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Смирнова Л.И. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее Министерство) о взыскании 943 000 рублей и государственной пошлины.
Требования были мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истицей (продавец) и ФИО12 действующей от имени ФИО5 (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры <адрес>. Согласно условиям договора, оплата стоимости квартиры должна была производиться безналичным расчетом за счет средств федерального бюджета, предоставленных покупателю в виде субсидии на приобретение жилья, предоставленной в соответствии с Постановлением Кабинета Минстров РТ от 07.06.2006 года № 275. Право собственности на вышеуказанные квартиру зарегистрировано за ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ года Министерство отказывает в выплате стоимости квартиры в размере 943 200 рублей, причитающихся в виде субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, с чем истица не согласна.
В судебном заседании представитель истицы иск поддержал.
Представитель ответчика в суд не явился.
Суд иск удовлетворил.
В кассационной жалобе Министерства ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 6-11, 13 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям, утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ № 275 от 07.06.2006 года, предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки).
Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии (далее - списки), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан: уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.
После получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета.
Уполномоченный банк еженедельно представляет в Министерство информацию об открытых гражданами блокированных целевых лицевых счетах.
В целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:
договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;
договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.
В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.
После получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.
Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.
Как видно из материалов дела, руководителем Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ ФИО5 направлено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере 943 200 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 заключила с ОАО «Ак Барс» Банк договор банковского (текущего) счета № категории «Жилье ветеранам».
В целях приобретения жилья за счет выделенной субсидии, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 (покупатель) заключила с Смироновой Л.И. (продавец) договор купли-продажи квартиры <адрес> стоимостью 943200 рублей.
По условиям договора расчет между сторонами будет производится путем выплаты за счет средств Федерального Бюджета в виде субсидии на приобретение жилья путем перечисления 943200 рублей на отдельный блокированный целевой счет №, открытого в ОАО «АК Барс» Банк на имя ФИО5 и последующего перевода на текущий счет продавца – Смирновой Л.И. в Нижнекамском филиале ОАО «Ак Барс» Банк №.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ выдано свидетельство о государственной регистрации права ФИО5 на указанную квартиру.
Все документы, необходимые для перечисления полученной субсидии на счет продавца, предоставлены в территориальный орган Министерства, однако перечисление произведено не было.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла.
Таким образом, установлено, что ФИО5 при жизни из федерального бюджета выделена субвенция для приобретения жилья, за счет которых она приобрела право собственности на <адрес> по просп. Шинников <адрес>.
Вместе с тем Министерство в нарушение установленного приведенным Положением срока, не произвело своевременно необходимых действий для перечисления полученных от Министерства финансов денежных средств в счет выделенной на приобретение квартиры субсидии.
Право собственности ФИО5 на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке и возникший спор напрямую затрагивает права истицы, которая в установленном порядке реализовала принадлежащую ей недвижимость, а потому вправе рассчитывать на получение ее стоимости.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Обеспечение ветеранов войны субсидиями за счет федерального бюджета является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, свои обязательства в данном конкретном случае государство - в лице Министерства финансов РФ, исполнило в полном объеме, однако Министерство, взяв на себя несвойственные ему функции и полномочия, по существу самостоятельно решает вопрос о выделении ветерану квартиры, уже оплаченной государством и приобретенной ветераном.
Поскольку государство в лице Министерства финансов РФ исполнило свое обязательство, выделив денежные средства на приобретение жилья вдове ветерана ВОВ – ФИО5, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Министерства в перечислении субсидии является незаконным.
Доводы кассационной жалобы Министерства о том, что Министерство стороной договора не является, после смерти ФИО5 обязательства перестали существовать, денежными средствами, полученными от субсидии, может распоряжаться только ее получатель, не могут повлечь отмену решения, поскольку государство в лице Министерства финансов РФ исполнило свое обязательство, выделив денежные средства на приобретение жилья вдове ветерана ВОВ –Юнусовой Г.М., которая в свою очередь при жизни изъявила желание на приобретение спорной квартиры, предоставив для этого все необходимые документы, оформив договор купли-продажи, и зарегистрировав его при жизни, при таком положении отказ Министерства в перечислении субсидии является незаконным.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство не является тем органом, который самостоятельно принимает решение о выделении субсидии – несостоятельны, поскольку фактически решение вопроса о выделении субсидии уже было принято (направление получателю субсидии соответствующего уведомления свидетельствует о ее выделении из федерального бюджета в форме субвенций) и денежные средства перечислены из федерального бюджета.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит оставлению без изменения с изложением резолютивной части решения суда с учетом требований постановления Кабинета Министров РТ № 275 от 07.06.2006 года «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан».
Руководствуясь статьями 199, 350, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 15 ноября 2010 года по данному делу оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции: возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обязанность совершить необходимые действия для перечисления денежных средств - субсидии на приобретение квартиры <адрес> в размере 943 200 рублей на текущий счет Смирновой <данные изъяты>, открытый в Нижнекамском филиале ОАО «АК Барс» Банк № №
Кассационную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: