взыскание субсидии на приобретение жилья



Судья Шакиров Р.Г. дело № 33-319

учет № 22

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 января 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гилманова Р.Р., судей Галиевой А.С. и Юсупова Р.Р., при секретаре Вдовиной Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галиевой А.С. гражданское дело по кассационной жалобе Горбунова П.В. на решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2010 года, которым в удовлетворении его иска о взыскании субсидии на приобретение жилья отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Горбунова П.В. – ФИО10 в поддержку жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Горбунов П.В. обратился в суд с иском к исполнительному комитету Балтасинского муниципального района Республики Татарстан и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее Министерство) о взыскании субсидии на приобретение жилья в размере 943 200 рублей.

Требования были мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом (покупатель) и ФИО5 (продавец) заключен договор о купли-продажи квартиры <адрес> Согласно условиям договора, оплата стоимости квартиры должна была производиться безналичным расчетом за счет средств федерального бюджета, предоставленных продавцу в виде субсидии на приобретение жилья, предоставленной в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 года № 275. Право собственности на вышеуказанные квартиру зарегистрировано за ФИО5 31.05.2010 года. В связи с тем, что ФИО5 умер 21.06.2010 года Министерство отказывается в выплате стоимости квартиры, приобретенной ФИО5 в размере 943 200 рублей, причитающихся в виде субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, с чем истец не согласен.

На судебном заседании представитель истицы поддержал требования.

Представитель ответчика - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд не явился.

Представитель ответчика – исполнительного комитета муниципального образования г. Казани иск не признал.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В кассационной жалобе Горбунова П.В. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Как видно из материалов дела, руководителем Исполнительного комитета Балтасинского муниципального района РТ участнику Великой Отечественной войны – ФИО5 направлено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере 943 200 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 заключил с ОАО «Ак Барс» Банк договор банковского (текущего) счета № категории «Жилье ветеранам».

В целях приобретения жилья за счет выделенной субсидии, ФИО5 (покупатель) заключил с Горбуновым П.В. (продавец) договор купли-продажи <адрес> стоимостью 1675000 рублей.

По условиям данного договора, оплата в размере 943200 рублей будет произведена за счет средств федерального бюджета, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 275 от 07.06.2006 года; 380000 рублей уплачиваются покупателем в день подписания договора, а 351800 рублей – до 01.06.2010 года.

31 мая 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ выдано свидетельство о государственной регистрации права ФИО5 на <адрес>.

Денежные средства в счет субсидии своевременно перечислены из федерального бюджета.

21 июня 2010 года ФИО5 умер.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании суммы субсидии, суд первой инстанции исходил из того, что указанные субсидии носят целевой характер, и в случае смерти получателя субсидии у Министерства отсутствуют основания для их перечисления. Также судом указано, что ответчики не являются сторонами договора купли-продажи, и между сторонами не заключено какое-либо соглашение, предусматривающее обязательство Министерства перед получателем субсидии о перечислении Министерством субсидии продавцу квартиры.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 4, 6-11, 13 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям, утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ № 275 от 07.06.2006 года, предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки).

Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии (далее - списки), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан: уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.

После получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета.

Уполномоченный банк еженедельно представляет в Министерство информацию об открытых гражданами блокированных целевых лицевых счетах.

В целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:

договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;

договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.

В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.

После получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.

Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.

Исходя из совокупности исследованных в судебном заседании обстоятельств, суд находит установленным, что ФИО5 при жизни из федерального бюджета выделена субвенция для приобретения жилья (направление получателю субсидии соответствующего уведомления свидетельствует о ее выделении из федерального бюджета в форме субвенций), в установленном законом порядке он за счет выделенных средств приобрела право собственности на <адрес>.

Однако Министерство в нарушение установленного приведенным Положением срока, не произвело своевременно необходимых действий для перечисления полученных от Министерства финансов денежных средств в счет выделенной на приобретение квартиры субсидии.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Учитывая, что право собственности ФИО5 на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, возникший спор напрямую затрагивает права истца, который на основании указанных актов в установленном порядке реализовал принадлежащую ему недвижимость, и потому вправе рассчитывать на получение ее стоимости. Вместе с тем, он фактически лишился принадлежащей ему на праве собственности квартиры в связи с отказом ответчика перечислить полученную на имя члена семьи ветерана войны субсидию.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Обеспечение ветеранов войны, членов их семьи субсидиями за счет федерального бюджета является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, свои обязательства в данном конкретном случае государство - в лице Министерства финансов РФ, исполнило в полном объеме, выделив на конкретного претендента субсидию в установленном размере. Во избежание нецелевого использования выделенных средств законодатель предусмотрел порядок доставления денежных средств через соответствующее министерство продавцу жилого помещения, заключившему договор с получателем субсидии. Таким образом, государство гарантировало получателю субсидии исполнения обязательств по перечислению выделенных денежных средств в счет оплаты по заключенному договору купли-продажи конкретной квартиры.

Однако Министерство, которое призвано обеспечить поступление денежных средств до получателя субсидии и выполнить тем самым техническую сторону процесса, в нарушение ФЗ «О ветеранах» взяло на себя несвойственные ему функции и полномочия по пересмотру уже разрешенного вопроса по выплате субсидии, выделенной государством, за счет которой получатель субсидии при жизни приобрел квартиру.

При таком положении, учитывая, что по делу не требуется дополнительного собирания доказательств, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 360, 361, пунктом 1 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2010 года по данному делу отменить и принять новое решение.иск Горбунова <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан совершить необходимые действия для перечисления ОАО «Ак Барс» Банк денежных средств - субсидии за приобретенную участником Великой Отечественной войны квартиру <адрес> в размере 943 200 рублей на расчетный счет № № открытый в <данные изъяты> ОАО «АК Барс» Банк на имя Горбунова <данные изъяты>.

Председательствующий:

Судьи: