о признании договора социальной ипотеки недействительным и обязании заключить договор о передаче квартиры в собственность



Судья М.Р.Муратшин № 33-391/2011учет № 22КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2011 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.С.Галиевой,

судей Р.Я.Калимуллина и Ш.Ш.Гафиятуллина,

при секретаре судебного заседания А.М.Зиятдиновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Я.Калимуллина гражданское дело по кассационной жалобе социально – ипотечного потребительского кооператива «Строим будущее» на решение Аксубаевского районного суда РТ от 12 ноября 2010 года, которым постановлено:

Иск Мельниковой О.И., Мельникова А.П., Мельниковой Л.А. к исполнительному комитету Аксубаевского муниципального района РТ и некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о признании договора социальной ипотеки недействительным и обязании заключить договор о передаче квартиры в собственность, удовлетворить.

Договор социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее», действующим от имени некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и Мельниковой О.И., Мельниковым А.П., Мельниковой Л.А. признать недействительным.

Обязать исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района РТ заключить с Мельниковой О.И., Мельниковым А.П., Мельниковой Л.А. договор о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Аксубаевский район, п.г.т. Аксубаево, <адрес> собственность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» - Р.Ф.Зайнуллина, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

О.И.Мельникова, А.П.Мельников, Л.А.Мельникова обратились в суд с иском к исполнительному комитету Аксубаевского муниципального района РТ и некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (НО «ГЖФ при Президенте РТ») о признании договора социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и обязании заключить договор о передаче квартиры в собственность, ссылаясь на то, что жилой дом, расположенный по адресу: РТ, п.г.т. Аксубаево, <адрес>, где они ранее проживали, на основании постановления администрации Аксубаевского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ признан ветхим и включен в список «Ветхий жилой фонд Аксубаевского района РТ 1996-2004 г.г.» в связи с реализацией Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья. По договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ им предоставили квартиру, находящуюся по адресу: РТ, п.г.т.Аксубаево, <адрес>. В 2006 году истцы вселились в это жилое помещение, где проживают по настоящее время. В нарушение закона 16.05.08 социально-ипотечный потребительский кооператив «Строим будущее», действующий от имени НО «ГЖФ при Президенте РТ», заключил с Мельниковыми договор социальной ипотеки на указанную квартиру, лишив их возможности приватизировать жилье.

Истцы в судебном заседании иск поддержали.

Представитель ответчика - ИК Аксубаевского муниципального района РТ – М.А.Габдрахманов иск признал.

Представитель ответчика - НО «ГЖФ при Президенте РТ» и представитель действующего от его имени социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим будущее», согласно представленному отзыву, иск не признают.

Суд исковые требования удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе социально-ипотечный потребительский кооператив «Строим будущее» просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, противоречия нормам материального и процессуального права. В частности, указывается, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку истцы заключили договор социальной ипотеки в добровольном порядке, соответственно нет оснований для признания данного договора недействительным.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма.

Согласно ст.ст. 2 и 7 Закона РФ от 04.07.91 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

На основании Указа Президента Республики Татарстан от 23.10.95 №УП-720 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде и реконструкции кварталов ветхого жилья» на ГУ «Государственный внебюджетный фонд при Президенте Республики Татарстан» возложено финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда, контроль за использованием направляемых средств. Главы администраций районов и городов РТ должны были обеспечить переселение в благоустроенное жилье семей, проживающих в ветхом жилищном фонде.

Указом Президента Республики Татарстан от 30.12.03 №УП-810 ГУ «Государственный внебюджетный жилищный фонд при президенте Республики Татарстан» преобразовано в НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан».

Указом президента РТ от 01.06.05 № УП-219 Программа ликвидации ветхого жилья в Республике Татарстан объявлена завершенной.

На основании договора №373/Ф от 05.10.05 о предоставлении услуг по управлению жилыми домами, заключенного НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» и ГУ «Управляющая компания Аксубаевского района и р.п. Аксубаево» и дополнительного соглашения к нему от 02.10.06, Управляющая компания обязалась по поручению Фонда и от своего имени заключать договоры найма жилых помещений, предоставлять услуги по управлению жилыми домами и обеспечивать предоставление жилищно-коммунальных услуг жителям жилых домов, в том числе и в жилом доме <адрес> р.п. Аксубаево РТ.

Как следует из материалов дела, строительство жилого дома <адрес> п.г.т. Аксубаево начато в 2004 году, во исполнение программы ликвидации ветхого жилья и должно было быть завершено 31 декабря 2004 года, т.е. в рамках реализации программы ликвидации ветхого жилья.

Однако, согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, указанный дом введен в эксплуатацию только в декабре 2006 года.

Судом установлено, что Мельниковы ранее проживали по адресу: РТ, п.г.т. Аксубаево, <адрес>. Данный жилой дом согласно постановлению администрации Аксубаевского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ признан ветхим и включен в программу ликвидации ветхого жилья.

В порядке реализации программы ликвидации ветхого жилья Мельниковым на основании договора социального найма предоставлена <адрес> п.г.т. Аксубаево. С этого времени они проживают в спорной квартире, оплачивают коммунальные услуги.

16.05.08 НО «ГЖФ при Президенте РТ» заключило с ними договор социальной ипотеки, в течение длительного времени ответчик данное обстоятельство не оспаривал.

Более того, Мельниковы указывают, что ими не подписан протокол участия, выбора и передачи будущего собственного жилого помещения в собственность граждан, являющийся основанием для заселения в квартиру по договору социальной ипотеки, и, несмотря на это, они проживают в данной квартире более четырех лет.

На основании изложенного и с учетом анализа приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление истцам взамен ветхого жилья другого жилого помещения на условиях социальной ипотеки не соответствует требованиям жилищного законодательства, ущемляет их права, в частности, они лишаются возможности приватизировать жилье. В связи с этим их требования о признании договора социальной ипотеки на указанную квартиру недействительным являются обоснованными.

Решение суда в части возложения на Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан обязанности заключить с истцами договор на передачу жилого помещения в собственность граждан (приватизации) также является правильным, поскольку спорная квартира предоставлялась Мельниковым в соответствии с нормами жилищного законодательства на основании постановления Главы администрации Аксубаевского района РТ и договора социального найма, которые в установленном законом порядке недействительными не признаны.

При этом судом правомерно отмечено, что отсутствие сведений о нахождении жилого дома в муниципальной собственности не может служить основанием для отказа в приватизации, поскольку, принимая решение о вселении истцов в спорную квартиру, орган местного самоуправления распорядился указанным объектом недвижимости как его собственник. Установленное законом право граждан на приватизацию жилья не может быть поставлено в зависимость от действий наделенных соответствующими властными полномочиями государственных либо муниципальных органов управления.

Решение суда соответствует требованиям материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые надлежащим образом исследованы и оценены.

Доводы, которые социально – ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее» приведены в кассационной жалобе, не влияют на правильность вынесенного судебного решения, поскольку они являлись предметом исследования суда первой инстанции и им судом дана надлежащая оценка. Правового значения по делу они не имеют и выводов суда первой инстанции не опровергают.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И ЛА :

Решение Аксубаевского районного суда РТ от 12 ноября 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу социально – ипотечного потребительского кооператива «Строим будущее» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: