о взыскании денежной суммы



Судья Бадриев А.Н. дело № 767

учет № 57

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 января 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Л.Ф. Хамзиной,

судей Г.А. Романовой, А.С. Гильманова,

при секретаре судебного заседания Р.П. Семеновой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Романовой гражданское дело по кассационной жалобе С.Н. Галиевой на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2010 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Галиевой С.Н. о признании действий открытого акционерного общества «Татэнергосбыт» по начислению ей платежей за электроснабжение мест общего пользования за октябрь 2009 года и январь 2010 года на общую сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> незаконными, и возложении обязанности произвести перерасчет, включив сумму платежей за период с января 2009 года по февраль 2010 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в счет предстоящих платежей за электроснабжение отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Галиева С.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Татэнергосбыт» о защите прав потребителей.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что она является собственником квартиры <адрес>, в которой отсутствуют индивидуальные приборы учета электроэнергии.

В нарушение положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, расчет платы за электроснабжение производится не по формуле 3, а дополнительно начисляется плата за расход электроэнергии на общедомовые нужды.

Как утверждает истица, всего необоснованно начислено на общедомовые нужды за октябрь 2009 года и январь 2010 года <данные изъяты> руб.

Истица также указала, что решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2010 по делу №ВАС-14531/09 признаны недействующими как несоответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, предельные максимальный и минимальный уровни тарифов на 2009 и 2010 годы на электрическую энергию, поставляемую населению по Республике Татарстан, в части, падающей на скидку в размере 12%, предусмотренную пунктом 4 примечания к постановлению Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 30.11.2007 №63.

Платежи, начисленные истцу за электроэнергию за период с января 2009 года по февраль 2010 года в виде расчета платежей по тарифу, завышены на 12%. В сумме платежа за указанный период необоснованно начислено за содержание внутридомовых сетей электроснабжения <данные изъяты> руб.

Между тем, как утверждает истица, с января 2009 года снизился набор предоставляемых ответчиком услуг (исключена услуга по содержанию внутридомовых электрических сетей) без соответствующего снижения платы за услуги.

Просит признать действия ответчика по начислению платежей за электроснабжение мест общего пользования за октябрь 2009 года и январь 2010 года на общую сумму <данные изъяты> руб. по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, незаконными, как противоречащие Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307; обязать ответчика произвести перерасчет платежей за электроснабжение спорного жилого помещения, включив сумму платежей за период с января 2009 года по февраль 2010 года в размере <данные изъяты> руб. в счет предстоящих платежей за электроснабжение.

В процессе судебного разбирательства истица заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.

В кассационной жалобе С.Н. Галиевой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, при этом приводятся те же доводы, что и суду первой инстанции. Утверждается, что суд не применил положения абзаца 1 подпункта 1 пункта 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, подлежащих применению.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге -органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статье 6 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 года №41 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.

В соответствии с частью 5 статьи 2 указанного закона в случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов приводят свои решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней.

Согласно части 7 статьи 2 данного закона в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифы на электрическую энергию не приведены в соответствие с предельными уровнями тарифов на электрическую энергию для населения после их изменения федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, применению на территории субъекта Российской Федерации до момента установления тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подлежит установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию для населения.

Согласно пункту 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальную услугу электроснабжения, потребленную в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с п/п. 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам (формула№9).

В силу пункта 22 данных Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Подпунктом «б» пункта 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта I приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно подпункту 3 п. 1 Приложения № 2 к Правилам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение определяется по указанной в приложении формуле.

Согласно Расчету расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.02.2009 № 87, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для помещений оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт.час на одного проживающего.

В соответствии с приказами Президента Республики Татарстан от 12.05.2008 №УП-207 и от 22.04.2010 №УП-254 органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на территории Республики Татарстан является Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-Э/1 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в Республике Татарстан в 2009 году в размере соответственно 203 коп./кВтч и 207 коп./кВтч.

Постановлениями Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.09.2008 №3-3/э утвержден тариф на электрическую энергию для населения на 2009 год в размере 203,0 коп./кВтч.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.09.2009 № 216-э/2 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в Республике Татарстан в 2010 году в размере соответственно 223 коп./кВтч и 224 коп./кВтч.

Постановлениями Правления Комитета Республике Татарстан по тарифам от 16.10.2009 №3-8/э утвержден тариф на электрическую энергию для населения на 2010 год в размере 223,0 коп./кВтч.

Как следует из материалов дела, истица является собственником квартиры <адрес>

Судом установлено, что в данной квартире отсутствует прибор учета электроэнергии, ответчиком производится начисление платы за электроснабжение жилого помещения и мест общего пользования (ОДН).

Как видно из представленных квитанций, расчет начислений за электроснабжение истице в 2009 году произведен по тарифу 203,0 коп./кВтч, в 2010 году - по тарифу 223,0 коп./кВтч.

Постановляя обжалуемое решение, суд пришел к выводу, что за октябрь 2009 года истице начислена плата на общедомовые нужды <данные изъяты> руб. из расчета тарифа 2,0300 за <данные изъяты> кВтч, за январь 2010 года ей начислено <данные изъяты> руб. из расчета тарифа 2,2300 за <данные изъяты> кВтч, что соответствует тарифам, установленным нормативными актами, действующими на территории Республики Татарстан в указанный период.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2010года N14531/09 по заявлению Дудкина Ивана Дмитриевича от 21.10.2009 признан недействующими пункт 55 приложения N2 "Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, по субъекту Российской Федерации на 2009 год, коп/кВтч (с НДС)" к приказу Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 N127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год" и пункт 56 приложения N2 "Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, по субъекту Российской Федерации на 2010 год, коп/кВтч (с НДС)" к приказу ФСТ России от 22.09.2009 N216-э/2 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год" в части, падающей на скидку в размере 12 процентов, предусмотренную пунктом 4 примечания к постановлению Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 30.11.2007 N63, как не соответствующие Федеральному закону от 14.04.1995 N41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N109.

Высший Арбитражный Суд РФ пришел к выводу о нарушении прав ДудкинаИ.Д. оспариваемыми нормативными актами, поскольку предельные уровни тарифов на 2009, 2010 годы проиндексированы исходя из предельных уровней тарифов на 2008 год, неправомерно учитывавших расходы на содержание внутридомовых сетей в размере 12 процентов. В 2009году заявителю предъявлялись счета по квартирной плате с указанием на стоимость этих расходов, что означает возложение на него содержания внутридомовых сетей и при оплате электроэнергии по тарифу, и при самостоятельной оплате названной услуги.

Между тем согласно частям 4 и 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года N 763-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Автотранспортное предприятие №2» на нарушение конституционных прав и свобод положениями части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности этого нормативного акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.

Таким образом, действующим законодательством не установлено такое последствие признания нормативного акта недействующим, как пересмотр его действия в период, когда он являлся обязательным для неопределенного круга лиц, предусматривал обязанность, в том числе и для истицы, оплачивать полученную электрическую энергию по установленным в нем тарифам.

Кроме того, Судебная коллегия принимает во внимание, что Кабинет Министров Республики Татарстан при принятии вышеуказанного постановления от 16 февраля 2009года "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома" действовал в рамках предоставленных ему полномочий, что подтверждается определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2009года N11-Г09-14.

Из данного судебного акта следует, что в оспариваемом расчете приведена формула, устанавливающая порядок распределения оставшегося количества электрической энергии пропорционально площади жилых помещений, не оборудованных приборами учета, а не устанавливается норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению.

Следовательно, объем электроэнергии, фактически потребленной в многоквартирном доме, определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, а объем электроэнергии, фактически потребленной в жилом помещении (квартире), оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется по показаниям данного прибора; разница между объемом электроэнергии, фактически потребленной в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом электроэнергии, потребленной в жилых помещениях с учетом расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, является сверхнормативным потреблением электроэнергии в квартирах, не оборудованных приборами учета.

При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы о том, что суд не применил положения абзаца 1 подпункта 1 пункта 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, подлежащих применению, является необоснованным.

Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.

Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.

Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 350, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу С.Н. Галиевой - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –