о признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья В.М. Бартенева Дело № 10849

Учет № 27

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2010 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей И.И. Багаутдинова, Ф.В. Хабировой,

при секретаре Н.Р. Дементьевой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г. Габдуллина гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ на решение Зеленодольского городского суда РТ от 10 августа 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Гайфиева М.К. удовлетворить.

Признать за Гайфиевым М.К. право на досрочную трудовую пенсию.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску. Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ включить в специальный стаж Гайфиева М.К. для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с 31.10.1988 г. по 07.08.1995 г., с 01.04.1997 г. по 30.04.1997 г., с 01.01.2001 г. по 17.01.2001 г. в должности машиниста холодильных установок, период обучения на курсах повышения квалификации с 03.04.1989 г. по 28.06.1989 г., назначив пенсию с 07.03.2010г.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ в пользу Гайфиева М.К. в возврат государственной пошлины ... рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав стороны, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гайфиев М.К. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию и ее назначении. В обоснование иска указано, что решением Управления Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ ... от 15 января 2010 года ему в назначении досрочной пенсии отказано. В специальный стаж не включены периоды работы: с 31 октября 1988 года по 07 августа 1995 года в должности машиниста холодильных установок, в том числе, периоды учебы с 03 апреля 1989 года по 28 июня 1989 года, с 01 апреля 1997 года по 30 апреля 1997 года, с 01 января 2001 года по 17 января 2001 года. Истец просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию, обязав ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, вышеуказанные периоды работы и назначить пенсию со дня обращения к ответчику.

В судебном заседании истец и его представитель уточнили исковые требования, просили назначить досрочную трудовую пенсию с 6 марта 2010г., снизив пенсионный возраст пропорционально отработанному времени на 4 года 10 месяцев.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ иск не признал.

Суд постановил решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности. Указано, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене частично с вынесением в данной части нового решения по следующим основаниям.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 утвержден Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Раздел XXXIII. Общие профессии 23200000-14341 Списка включает в перечень машинистов холодильных установок, обслуживающих аммиачно-холодильные установки.

Из материалов дела следует, что решением Управления Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ от 15 января 2010 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в возрасте по Списку № 2 в связи с отсутствием требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев.

В специальный стаж не включены периоды работы истца с 31 октября 1988 года по 07 августа 1995 года в должности машиниста холодильных установок, а также периоды учебы в связи с повышением квалификации с 03 апреля 1989 года по 28 июня 1989 года, с 01 апреля 1997 года по 30 апреля 1997 года, с 01 января 2001 года по 17 января 2001 года.

Из записей в трудовой книжке истца следует, что Гайфиев М.К. 11 августа 1975 года принят шофером 2 класса в зверосовхоз «Раифский», 31 октября 1998 года переведен на должность машиниста холодильных установок, с 10 сентября 1990 года совмещает должность бригадира холодильника.

Принимая решение об удовлетворении иска в части включения в специальный трудовой стаж истца вышеуказанных периодов работы и учебы, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца на должности машиниста холодильных установок, обслуживающих аммиачно-холодильные установки, и выполнения им соответствующих видов работ, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, подтверждается материалами дела, показаниями свидетелей.

Периоды нахождения истца на учебе в связи с повышением квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому указанные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.

С учетом включенных судом периодов работы специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, составил 12 лет 2 месяца 17 дней, что недостаточно для назначения пенсии при наступлении возраста 55 лет по Списку № 2.

Судом указано, что трудовая пенсия истцу должна быть назначена с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев работы, что в данном случае составляет снижение на 4 года и возраст 56 лет.

Однако, в нарушение абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» суд счел возможным снизить пенсионный возраст истца на 4 года 10 месяцев, пропорционально отработанному им времени, обосновав это тем, что необходимые 3 месяца 13 дней истец не смог отработать в связи с ликвидацией предприятия.

Указанный вывод суда первой инстанции сделан с нарушением норм материального права, поскольку положения подпункта 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают возможность снижения пенсионного возраста только в годах и, в данном случае, право на досрочное назначение пенсии у истца возникнет при достижении им возраста 56 лет.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в данной части вынесено с нарушением норм материального права, в связи с чем не соответствует закону и подлежит отмене.

Так как все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно на основании имеющихся доказательств в деле, Судебная коллегия считает необходимым принять новое решение по делу об отказе истцу в удовлетворении иска в части назначения досрочной трудовой пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части первой статьи 362 и статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленодольского городского суда РТ от 10 августа 2010 года по данному делу в части признания за Гайфиевым М.К. права на досрочную трудовую пенсию и назначении пенсии с 7 марта 2010 года отменить и вынести в этой части новое решение:

В удовлетворении иска М.К. Гайфиева о признании права и назначении досрочной трудовой пенсии отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: