Судья: Гилмуллина Г.Ф. дело № 9838
учет № 26
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 августа 2010 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи – Гафарова Р.Ф.,
судей – Мочаловой Ю.Р., Мавляветдинова И.М.
при секретаре – Шараповой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Гафарова Р.Ф. гражданское дело по кассационному представлению исполняющего обязанности прокурора Камско-Устьинского района Минуллина И.Г. на решение Камско_- Устьинского районного суда Республики Татарстан от 22 июля 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления прокурору района о признании подпункта 1 пункта 1 решения Совета муниципального образования «Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан» от 26 февраля 2010 года №264 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими в муниципальном образовании «Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан» противоречащим федеральным законам и недействующим полностью со дня его принятия, отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя – Хисамовой В.А., поддержавшей представление, представителя Совета МО «Камско-Устьинский МР РТ» - Гильмутдинова Р.И., возражавшего против удовлетворения кассационного представления, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Камско-Устьинского района обратился с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании подпункта 1 пункта 1 решения Совета муниципального образования «Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан» от 26 февраля 2010 года № 264 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими в муниципальном образовании «Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан» (далее – Решение).
В обоснование заявленного требования указано, что подпунктом 1 пункта 1 Решения утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими в муниципальном образовании «Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – Положение).
Считает, что вышеуказанный подпункт Решения противоречит требованиям действующего законодательства, а именно Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 17.01.2008 № 5-ЗРТ «О муниципальной службе в Республике Татарстан», Закону Республики Татарстан от 28.07.2004 № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», Указу Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», Указу Президента Республики Татарстан от 30.12.2009 № УП-702 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан и государственными гражданскими служащими Республики Татарстан сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Кроме того, при принятии вышеуказанного решения орган местного самоуправления превысил свои полномочия и разрешил вопросы, входящие в круг полномочий субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель Главы муниципального образования «Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан» с требованиями не согласился.
Суд вынес решение в приведенной формулировке.
В кассационном представлении и.о. прокурора Камско-Устьинского района Минуллин И.Г. ставит вопрос об отмене поставленного судом решения, считая его незаконным. При этом в кассационном представлении указывается, что принятие Советом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан Решения является преждевременным.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
26 февраля 2010 года Советом муниципального образования «Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан» принято решение № 264 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданам, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими в муниципальном образовании «Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан».
Подпунктом 1 пункта 1 данного решения утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими в муниципальном образовании «Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В пункте 1 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 17.01.2008 № 5-ЗРТ «О муниципальной службе в Республики Татарстан» закреплено положение, в соответствии с которым гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Республики Татарстан.
Указом Президента Республики Татарстан от 30.12.2009 № УП-702 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, и государственными гражданскими служащими Республики Татарстан сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждено Положение о предоставлении гражданами претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, и государственными гражданскими служащими Республики Татарстан сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и формы справок.
Проанализировав вышеприведенные положения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан, суд обоснованно пришел к выводу о том, что утверждая оспариваемым решением Положение о предоставлении гражданам, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими в муниципальном образовании «Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан» Совет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Как видно из Положения, разрешая таким образом данный вопрос, представительный орган муниципального образования, руководствовался Указом Президента Республики Татарстан от 30.12.2009 № УП-702, утвердившим, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, Положение о предоставлении гражданами претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, и государственными гражданскими служащими Республики Татарстан сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Возможность регулировать вопросы предоставления необходимых сведений гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими в муниципальном образовании, предусмотрена этим же Указом Президента Российской Федерации.
Поскольку прокурором не оспаривается содержание Положения, то само по себе дублирование, в данном случае, представительным органом муниципального образования, нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, не может расцениваться как противоречие федеральному законодательству.
Довод прокурора со ссылкой на статью 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» о том, что порядок предоставления указанных сведений устанавливается только федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, основан на неправильном толковании данной нормы Закона. Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 15 Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», который в свою очередь предполагает регулирование порядка предоставления сведений, их формы и на уровне субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, все заинтересованные лица привлечены для участия в деле, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 22 июля 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Камско-Устьинского района – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: