Судья И.Н.Сабитов Учет 56
Дело № 9127
16 августа 2010 года г.Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - cудьи Р.Я. Калимуллина
cудей Г.А. Сахиповой, Е.А. Чекалкиной,
при секретаре Л.Р. Ибрагимовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Е.А. Чекалкиной гражданское дело по кассационной жалобе УПФ РФ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан на решение Азнакаевского городского суда РТ от 25 июня 2010 года, которым постановлено:
Заявление Р.К. Кашаповой к Государственному Учреждена «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан» о назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан» период работы Р.К. Кашаповой с 20 августа 1993 года по 15 февраля 1998 года в качестве медицинской сестры санатория профилактория Азнакаевского Управления буровых работ санатория профилактория НГДУ «Азнакаевскнефть», а также период нахождения Р.К. Кашаповой в отпуске по беременности и родам с 16 февраля 1998 года по 05 июля 1998 года, включить в трудовой стаж Кашаповой Р.К., дающий право на назначен досрочной трудовой пенсии по старости.
Назначить Р.К. Кашаповой, 13 мая 1962 года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с 11 февраля 2010 года.
В остальной части иска Кашаповой Р.К. в удовлетворении отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы УПФ РФ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан об отмене решения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Р.К. Кашапова обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан о назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование требований указано, что решением УПФ от №259 от 18 февраля 2010 года истице отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по мотиву отсутствия требуемого стажа. Ответчиком УПФ не включены в льготный стаж отдельные периоды работы, а именно : с 08 сентября 1980 года по 03 января 1983 года в качестве медсестры терапевтического отделения Азнакаевской ЦРБ в льготном исчислении; с 04 января 1983 года по 27 августа 1984 года в качестве медсестры подводного массажа санатория- профилактория УБР «Азнакаевскбурнефть» в льготном исчислении; с 28 августа 1984 года по 11 марта 1987 года в качестве медсестры кабинета ЛФК санатория- профилактория УБР «Азнакаевскбурнефть» в льготном исчислении; с 12 марта года по 17 апреля 1997 года в качестве медсестры кабинета ЛФК санатория-профилактория УБР «Азнакаевскнбурнефть» в календарном исчислении; с 18 апреля 1997 года по 25 сентября 1997 года в качестве медсестры зубного кабинета санатория-профилактория УБР «Азнакаевскбурнефть» в календарном исчислении; с 26 сентября 1997 годa по 04 января 1998 года в качестве медсестры санатория-профилактория НГДУ Азнакаевскнефть» в календарном исчислении; с 05 января 1998 года по 15 февраля 1998 года в качестве медсестры санатория-профилактория «Мечта» в календарном исчислении; с 16 февраля 1998 года по 05 июля 1998 года нахождение в отпуске по беременности и родам в календарном исчислении; с 12 июля 1999 года по 13 июля 1999 года в качестве медсестры реабилитационного отделения детской больницы Азнакаевской ЦРБ в календарном счислении; с 02 июля 2002 года по настоящее время в качестве медсестры палатной отделения анестезиологии и реаниматологии. В связи с чем, Р.К. Кашапова просила включить указанные выше периоды работы в специальный стаж, дающим право на назначение досрочной пенсии по старости и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 01 апреля 2009 года.
Р.К.Кашапова уточнила исковые требования. С учетом нового, второго решения УПФ от 08 февраля 2010 года, согласно которому ее трудовой стаж определен 25 лет 10 месяцев, просила включить в льготный стаж период ее работы в качестве медсестры санатория-профилактория УБР «Азнакаевскнефтьбурнефть» и санатория-профилактория НГДУ «Азнакаевскнефть» с 20 августа 1993 года по 15 февраля 1998 года, а также период нахождения в отпуске по беременности и родам с 16 февраля 1998 года по 05 июля 1998 года, и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с сентября 2008 года.
Представитель Азнакаевского ЦРБ оставил рассмотрение требований на усмотрение суда.
Представитель УПФ уточненные исковые требования не признала.
Суд удовлетворил требования в части и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В кассационной жалобе представителем ответчика УПФ РФ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда. Указано, что санаторий- профилакторий является структурным подразделением Азнакаевского УБР и структурным подразделением НГДУ «Азнакаевскнефть», не является юридическим лицом. Соответственно, отсутствуют правовые основания для включения периода работы с 20.08.1993 г. по 25.12.1998 г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Кроме того, полагает, что медицинские учреждения в виде санатория-профилактория общего многопрофильного типа Списком не предусмотрены.
Судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ст.ст.55,56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации регламентированы Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15.12.2001г., «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17.12.2001 года, «О государственном пенсионном обеспечении» №166-ФЗ.
Согласно подп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2008 N 319-ФЗ) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской Местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Ранее данное положение было закреплено подп. 11 п.1 ст. 28 закона в редакции от 12.2007 И312-Ф3.
Согласно п.2 ст. 27 закона ( в ред. от 30.12.2008 N 319-ФЗ) списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение было закреплено ранее п. 3 ст.28 названного Закона, в соответствии с которым списки соответствующих работ, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия старости согласно подпунктам 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости подтверждаются Правительством РФ.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями или пенсию за выслугу лет.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включив специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п. )
Согласно ст. 19 закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть рудовой пенсии по старости).
В соответствии с Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчете размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую, в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном )обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 17/19 пб, Понятие «обращение за пенсией» означает подачу гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.
Согласно п.п. 12. 13 указанных выше «Правил», при рассмотрении документов, Представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие Сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
Из материалов дела видно, что на основание решения УПФР от 18.02.2010 года №259 в специальный стаж для назначения пенсии включены периоды: с 08.09.1980 – 03.01.1983, с 12.07.1999 г.-13.07.1999 г., 02.07.2002 – 31.12.2009 г. в должности медсестры Азнакаевской ЦРБ, итого 14 лет 01 мес.27 дней. Не включены периоды с 04.01.1983 г. по 25.12.1998 г. в должности медсестры санатория –профилактория Азнакаевского УБР и санатория – профилактория НГДУ «Азнакаевскнефть», с 14.07.1999 г. по 01.05.2001 г. – период ухода за ребенком.
Согласно сообщениям руководителя НГДУ «Азнакаевскнефть» от 18 июня 2010 года и руководителя Азнакаевского цеха ООО «Бурение» от 22 июня 2010 года, Положение о санатории-профилактории «Мечта» НГДУ «Азнакаевскнефть», также положение о санатории - профилактории УБР «Азнакаевскбурнефть» в настоящее время не сохранились.
Удовлетворяя требования истицы, суд исходил из того, наименование учреждения «санаторий» включен в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 и в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а наименование учреждения «санаторий-профилакторий» по своей сути тождественно наименованию «санаторий».
С данным выводом судебная коллегия согласна, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела.
Кроме того, работа истицы, осуществляемая до 1 ноября 1999года в качестве медицинской сестры санатория-профилактория подлежала зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Доводы кассационной жалобы представителя ответчика о том, что отсутствуют правовые основания для включения периода работы с 20.08.1993 г. по 25.12.1998 г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку данные утверждения ответчика были проверены при рассмотрении дела судом первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
Учитывая, что других доводов, по которым на основании предусмотренных ст.362-364 ГПК РФ решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360,361,366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Азнакаевского городского суда РТ от 25 июня 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу УПФ РФ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –