о выплате компенсаций на продовольственные товары.



Судья Вишневская О.В. Учет № 53 Дело № 33-9552/10 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 августа 2010 г. г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Валишина Л.А.

судей Романовой Г.А. и Терехина В.А.

с участием прокурора Габдуллиной А.Г.

при секретаре Багавиевой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехина В.А. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Пороховой М.В. – Стекольщикова В.Н. на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 8 июля 2010 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Пороховой М.В. – Стекольщикова В.Н. и заключение прокурора Габдуллиной А.Г., полагавшей необходимым оставить решение без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Порохова М.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о назначении ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере ...., взыскании образовавшейся с 1 апреля 2009 г. задолженности по этим платежам в размере .... и возложении обязанности по выплате ей с 1 июля 2010 г. компенсации в возмещение вреда здоровью в размере ... исходя из получаемого ее супругом заработка; в обоснование заявленных требований указала на то, что является вдовой инвалида второй группы, перенесшего лучевую болезнь в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, который при жизни получал ежемесячную компенсацию вреда здоровью, исходя из заработка, а она в судебном порядке признана его иждивенцем.

Представитель ответчика иск не признал.

8 июля 2010 г. суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска.

В кассационной жалобе представитель Пороховой М.В. выражает несогласие с решением, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с п.п.13, 15 ч.1 и ч.2 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются

– ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;

– ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы – 5 000 рублей; инвалидам II группы – 2 500 рублей; инвалидам III группы – 1 000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 2 000 рублей.

Из материалов дела усматривается, что истица является вдовой инвалида-чернобыльца второй группы, умершего 13 февраля 2009 г.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правильно исходил из отсутствия законных оснований для удовлетворения требований истицы, связанных с выплатой ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Согласно приведенным нормам законодательства и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 5 марта 2009 г. № 496-О-П, меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, в случае смерти инвалида-чернобыльца сохраняется только за лицами, которые имели право на соответствующие компенсационные выплаты при его жизни.

Между тем, при жизни супруга названная мера социальной поддержки на истицу не распространялась.

Следовательно, ее требования о назначении ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности по этим платежам удовлетворению не подлежали.

Необходимо согласиться с решением и в остальной части.

Как обоснованно отмечается судом со ссылкой на ч.2 ст.14 упомянутого Закона РФ (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ) после 15 февраля 2001 г. нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида-чернобыльца имеют право только на компенсацию в виде твердой денежной суммы.

До 15 февраля 2001 г. истица не являлась получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца; смерть ее супруга и обращение за возмещением вреда имели место после указанной даты, поэтому назначение и выплата соответствующей компенсации должны осуществляться исходя из положений п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в его редакции, действовавшей на время смерти супруга истицы, то есть исходя из твердой денежной суммы.

При таких обстоятельствах требование о взыскании данной компенсации исходя из заработка, который супруг истицы получал при жизни, правомерно оставлено без удовлетворения.

С учетом изложенного доводы кассационной жалобы представителя истицы, в которой он продолжает настаивать на необходимости удовлетворения заявленных требований, не могут быть приняты во внимание и не влекут отмены решения.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 8 июля 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Пороховой М.В. – Стекольщикова В.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: