о включении периодов работы в страховой стаж и признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья А.И. Хуснутдинов Дело № 33-9643/10

Учет № 27

Кассационное определение

9 сентября 2010 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Р.Г. Габдуллина,

судей: Ф.В. Хабировой, И.И. Багаутдинова,

при секретаре А.Л. Гусевой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи И.И. Багаутдинова гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан (далее Управление) на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 13 июля 2010 года. Этим решением постановлено:

Признать за Чикриной В.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ:

включить в специальный трудовой стаж Чикриной В.А. периоды её работы с 21 августа 1986 года по 21 августа 1987 года в должности освобождённого секретаря комитета комсомола совхоза-техникума, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

назначить Чикриной В.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 18 января 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ в пользу Чикриной В.А. в возврат судебных расходов 200 рублей.

Заслушав В.А. Чикрину, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

В.А. Чикрина обратилась в суд с иском к Управлению об обязании назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с 18 января 2010 года. Свои требования В.А. Чикрина обосновала неправомерным отказом в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и невключением в специальный стаж периода её работы с 21 августа 1986 года по 21 августа 1987 года в должности освобождённого секретаря комитета комсомола совхоза-техникума.

В судебном заседании В.А. Чикрина на своём иске настаивала. Представитель Управления просил в иске отказать в связи с тем, что на 1993 год у истицы отсутствует 2/3 стажа для назначения пенсии.

Суд иск удовлетворил и вынес решение в вышеприведённой формулировке.

В кассационной жалобе Управление просит об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в связи с неправильным применением норм материального права.

Судебная коллегия оснований для отмены и изменения решения не находит.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального Закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

По абзацам 1 и 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационные жалобы, представление без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что 18 января 2010 года В.А. Чикрина обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением от 27 января 2010 года № 87 Управление отказало в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по причине отсутствия двадцатипятилетнего стажа. При этом Управление не включило в специальный стаж указанный выше период.

Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, правомерно пришёл к выводу о необоснованности отказа включения в специальный стаж периода работы В.А. Чикриной в должности освобождённого секретаря комитета комсомола совхоза-техникума. Данный вывод суда основан на подпунктах «а,г» пункта 1 Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённых постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривающих включение выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах в льготный стаж. Постановление от 17.12.1959 года № 1397 отменено в связи с вступление в силу постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации № 953 от 22 сентября 1993 года.

Работая в указанной должности В.А. Чикрина имела право на зачет этого периода работы в специальный стаж в соответствии с Постановлением от 17 декабря 1959 года N 1397 и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы В.А. Чикриной в должности освобождённого секретаря комитета комсомола совхоза-техникума подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Доводы Управления о незаконности решения суда опровергаются Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П.

Ссылка суда на пункт 4 вышеуказанного Положения не может служить основанием для отмены решения в виду неправильного его толкования. Действительно в данном пункте речь идёт о том, что периоды работы на выборных должностях включаются при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию. Однако в данном пункте не указано, что такой стаж в размере 2/3 должен приходиться на конкретную дату, в том числе на 1993 год. Из смысла данного пункта, очевидно, что 2/3 стажа должны приходиться на момент возникновения права на пенсию.

Решение следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 13 июля 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан - без удовлетворения.

Председательствующий: Р.Г. Габдуллин

Судьи: Р.Я. Каримуллин

И.И. Багаутдинов