Судья Бадриев А.Н. Учет № 22 Дело № 33-9167/10 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
9 августа 2010 г. г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Валишина Л.А.
судей Романовой Г.А. и Терехина В.А.
при секретаре Багавиевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехина В.А. гражданское дело по кассационной жалобе Карсалова И.А. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 2 июля 2010 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения Карсалова И.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Карсалов И.А. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма; указал на то, что воспитывался в школе-интернате; в 2008 году с ним был заключен договор социальной ипотеки, однако в соответствии с действующим законодательством он имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Представитель ответчика иск не признала.
2 июля 2010 г. суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Карсалов И.А. просит решение отменить, считая его незаконным, и направить дело на новое рассмотрение.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела усматривается, что истец, 29 января 1980 г. рождения, в раннем возрасте остался без попечения родителей, после чего проживал и обучался в школе-интернате.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия законных оснований для удовлетворения иска.
Истец обратился к ответчику по вопросу о выделении жилья в 2007 году, то есть по достижении 27 лет, когда он в силу возраста утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, и право на соответствующие дополнительные гарантии по социальной поддержке.
После этого с ним был заключен договор социальной ипотеки, который к настоящему времени не расторгнут и не признан недействительным.
Следовательно, суд правомерно оставил иск без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы Карсалова И.А. о том, что по достижении совершеннолетия он своевременно обратился за предоставлением жилого помещения, однако органы социальной защиты незаконно отказали ему в постановке на жилищный учет, не могут быть приняты во внимание и не влекут отмены решения, поскольку на время возникновения спорного отношения он перестал считаться лицом, оставшимся без попечения родителей, а ко времени обращения с настоящим иском в суд достиг возраста 30 лет.
Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 2 июля 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Карсалова И.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: