о признании н/з назн пенсии



Судья Р.Е. Шабалина дело № 8904/10

учет № 27

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2010 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Г.А. Сахиповой, Е.А. Чекалкиной,

при секретаре Р.Р. Абдуллиной

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе Г.А. Заляевой на решение Альметьевского городского суда РТ от 22 июня 2010 года, которым постановлено:

в иске Г.А.Заляевой к Управлению Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Г.А. Заляева обратилась к Управлению Пенсионного фонда РФ с иском о признании незаконным решения от 28 апреля 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В обоснование требований указано, что указанным решением из ее специального стажа исключены периоды её работы с 29 апреля 1983 года по 25 августа 1983 года в качестве методиста Дома пионеров, период учёбы в КГУ с 1 сентября 1983 года по 27 августа 1986 года и с 28 августа 1986 года по 2 сентября 1986 года в качестве старшей пионервожатой в Сулеевской средней школе.

Считает отказ незаконным и просила суд обязать ответчика назначить её трудовую пенсию с 24 марта 2010 года.

Представитель ответчика с иском не согласился.

Суд вынес решение в приведённой выше формулировке.

В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.

Согласно п.4.ч.1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что с 29 апреля 1983 года по 25 августа 1983 года Г.А.Заляева работала в должности методиста Дома пионеров, с 1 сентября 1983 года по 27 августа 1986 года училась в КГУ и с 28 августа 1986 года по 2 сентября 1986 года работала старшей пионервожатой в Сулеевской средней школе.

Решением управления Пенсионного фонда от 28 апреля 2010 года указанные периоды исключены из специального стажа истицы. Общий стаж истицы определен в 24 года и 18 дней.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что должности «методист» и «пионервожатая» не предусмотрены Списком, утверждённым постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года и от 29 октября 2002 года, истица требуемого стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью 2/3 требуемого стажа работы, не выработала.

Судебная коллегия согласиться с данными выводами суда не может.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в котором предусмотрена должность воспитателя-методиста.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» следует, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, организаций, в которых он работал и т.п.) и находит его основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, считая, что оценку пенсионных прав заявителя необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент работы в вышеуказанной должности.

Спорные периоды относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

При решении вопроса о включении в специальный стаж периода работы в должности методиста Дома пионеров и пионервожатой следует учитывать, что эти должности не предусматривались ни вышеназванным Списком, ни нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Однако п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшего на момент такой работы, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

В силу п. 4 данного Положения указанная работа подлежала включению в стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения.

Пунктом 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Из вышеизложенного следует, что выполняемая истицей в спорные периоды работа в должности старшей пионервожатой включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время право на досрочное назначение пенсии), а Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, которым предусмотрена должность воспитателя-методиста. Выполняемая истицей в период с 1 сентября 1983 года по 27 августа 1986 года должность методиста Дома пионеров тождественна должности воспитателя-методиста.

С учетом изложенного, имеются основания для включения спорных периодов работы истицы в специальный стаж.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным и подлежит отмене.

Принимая во внимание, что с учетом указанных периодов к моменту обращения с заявлением о назначении пенсии истица выработала установленный законом стаж, все обстоятельства по делу установлены, поэтому у Судебной коллегии имеются основания для вынесения по делу нового решения и удовлетворения требований истицы.

Руководствуясь статьями 199, 360, 361 п.4.ч.1 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Альметьевского городского суда РТ от 22 июня 2010 года по данному делу отменить и вынести новое решение.

Исковые требования Г.А.Заляевой удовлетворить.

Признать за Заляевой Г.А. право на досрочную трудовую пенсию с учетом периодов работы с 29 апреля 1983 года по 25 августа 1983 года в должности методиста Дома пионеров, период учёбы в КГУ с 1 сентября 1983 года по 27 августа 1986 года и с 28 августа 1986 года по 2 сентября 1986 года в качестве старшей пионервожатой в Сулеевской средней школе.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске назначить Г.А.Заляевой пенсию с момента обращения с 24 марта 2010 года.

Председательствующий:

Судьи: