Судья З.Р. Валиева Дело33-11960
Учет № 27
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 октября 2010 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи -Г.М.Халитовой,
судей Р.Р.Шайдуллина, Е.А. Чекалкиной,
при секретаре Л.Р. Ибрагимовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Е.А. Чекалкиной гражданское дело по кассационной жалобе УПФР РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ на решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 17 августа 2010 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать за А.А. Киямовым право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ включить в педагогический стаж А.А. Киямова, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период его нахождения с 25 октября 1982 года по 06 декабря 1984 года на службе в Советской Армии и период его учебы в Альметьевском техникуме физической культуры с 01 сентября 1987 года по 28 июня 1989 года, период его работы с сентября 1996 года по 31 января 2004 года в должности учителя Аланскгого агролицея Тюлячинского района РТ, период его работы в должности педагога дополнительного образования в муниципальном учреждении дополнительного образования - детско-юношеском клубе физической подготовки Тюлячинского района РТ с 25 августа 2008 года по 01 марта 2009 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ назначить и выплатить А.А. Киямову досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 11 ноября 2009 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по Сабинскому Тюлячинскому районам РТ в пользу А.А. Киямова в счет возврата государственной пошлины - 200 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления А.А. Киямова, представителя А.А. Киямова – В.В. Харисова, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
А.А. Киямов обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости, о возложении обязанности назначения и выплаты досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование требований указано, что истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности на том основании, что у него отсутствует требуемый специальный стаж 25 лет, поскольку в стаж, дающий ему право на досрочную пенсию по старости, не может быть включен: период его службы в рядах Советской Армии с 25 октября 1982 года по 06 декабря 1984; период его учебы с 01 сентября 1987 года по 28 июня 1989 года в Альметьевском техникуме физической культуры; период его работы с 01 сентября 1996 года по 31 января 2004 года в должности учителя Аланского агролицея Тюлячинского района РТ; с 25 августа 2008 года по 01 марта 2009 года в должности педагога дополнительного образования в муниципальном учреждении дополнительного образования детско-юношеском клубе физической подготовки Тюлячинского района РТ. Истец считает отказ незаконным, поскольку в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года № 1397 в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, в случае, если времени обучения непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Кроме того, Аланский агролицей осуществлял те же функции, что школа, а детско-юношеский клуб является учреждением дополнительного образования, где он осуществлял педагогическую деятельность.
В судебном заседании А.А. Киямов и его представитель В.В. Харисов поддержали иск.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ А.Р. Бурханова иск не признала,
Суд удовлетворил заявленные требования и вынес решение в вышеуказанной формулировке.
В кассационной жалобе представителем УПФР РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ ставится вопрос об отмене решения суда. Ответчик выражает не согласие с включением в педагогический стаж истца – период службы в рядах Советской Армии с 25.10.1982 г. по 06.12.1984 г., период учебы в техникуме 01.09.1987 по 28.06.1989 г., период работы учителем в Аланском агролицее с 01.09.1996 по 01.03.2009 г., периоды работы в должности педагога дополнительного образования с 25.08.2008 г. по 01.03.2009 г.
Судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения.
В силу ст. 27 п. 1 п.п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность б учреждениях для детей, независимо от возраста.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшим до 01 октября 1993 года, учителям и работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает праве на пенсию за выслугу лет, в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно п. 1 раздела «Наименование должностей», п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за № 781, работа в качестве учителя общеобразовательного учреждения «Лицей» засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка предусмотрены детско-юношеские спортивные школы всех наименований, а в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка предусмотрена должность педагога дополнительного образования.
В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 5 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Из материалов дела видно, что истец А.А.Киямов с 25 октября 1982 года по 06 декабря 1984 года находился на службе в Вооруженных Силах СССР. Свою педагогическую деятельность начал 21 января 1985 года воспитателем пришкольного интерната Аланской средней школы Сабинского района РТ, 01 сентября 1986 года назначен учителем физкультуры Аланской средней школы. 01 сентября 1986 года истец был зачислен учащимся 2 курса дневного отделения Альметьевского техникума физической культуры. После окончания техникума 07 июля 1989 года истец назначен учителем физкультуры в Аланскую среднюю школу Сабинского района РТ. С 01 сентября 1996 года по 31 января 2004 года работал в должности учителя Аланского агролицея Тюлячинского района РТ, с 25 августа 2008 года по 01 марта 2009 года - в должности педагога дополнительного образования в муниципальном учреждении дополнительного образования детско-юношеском клубе физической подготовки Тюлячинского района РТ.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, трудовой книжкой, военным билетом, дипломом о средне-специального педагогическом образовании.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что период учебы истца в Альметьевском техникуме физической культуры с 01 сентября 1987 года по 28 июня 1989 года подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности, поскольку обучению А.А.Киямова в техникуме физической культуры непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность.
При этом, суд также обоснованно включил в специальный педагогический стаж период службы истца А.А. Киямова в рядах Советской Армии с 25 октября 1982 года по 06 декабря 1984 года, поскольку в спорный период времени действовало Постановление Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года № 1397, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы А.А.Киямова в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы А.А. Киямова подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
На 01 января 2001 года у истца А.А. Киямова имелся стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
Согласно трудовой книжке А.А. Киямова в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года работал в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в специальный стаж педагогической деятельности истца подлежат включению периоды его работы с 25 октября 1982 года по 06 декабря 1984 года в должности учителя Аланского агролицея Тюлячинского района РТ, с 25 августа 2008 года по 01 марта 2009 года в должности педагога дополнительного образования в муниципальном учреждении дополнительного образования детско-юношеском клубе физической подготовки Тюлячинского района РТ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что за истцом должно быть признано право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и на Управление Пенсионного Фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ должна быть возложена обязанность по назначению и выплате истцу досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 11 ноября 2009 года, поскольку на момент обращения А.А. Киямова в Управление Пенсионного фонда РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ за назначением досрочной трудовой пенсии продолжительность стажа педагогической деятельности истца составляла 25 лет (14 лет 5 месяцев + (период с 01 сентября 1987 года по 28 июня 1989 года) + (период с 25 октября 1982 года по 06 декабря 1984 года) + (с 25 октября 1982 года по 06 декабря 1984 года) + (с 25 августа 2008 года по 01 марта 2009 года.
Доводы кассационной жалобы о том, что в педагогический стаж не должны включаться периоды период службы в рядах Советской Армии с 25.10.1982 г. по 06.12.1984 г., период учебы в техникуме 01.09.1987 по 28.06.1989 г., период работы учителем в Аланском агролицее с 01.09.1996 по 01.03.2009 г., периоды работы в должности педагога дополнительного образования с 25.08.2008 г. по 01.03.2009 г. не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Другие доводы кассационной жалобы не влияют на законность судебного постановления, поскольку выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела и анализе пенсионного законодательства, им дана правильная правовая оценка, что нашло свое отражение в решении суда.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 17 августа 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу УПФР РФ по Сабинскому и Тюлячинскому районам РТ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: