Судья Н.М. Гимаева дело № 33-9692/2010 учет № 54КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2010 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Р. Гилманова,
судей Р.Р. Юсупова и Р.Я. Калимуллина,
при секретаре судебного заседания К.Д. Ахмади
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Р. Гилманова гражданское дело по кассационному представлению
и.о. прокурора г. Набережные Челны П.А. Шамова и кассационной жалобе представителя Ф.Н. Котковой – А.Л. Спасских на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 06 июля
2010 года, которым прокурору г. Набережные Челны отказано в иске в интересах Ф.Н. Котковой к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны (далее – ИК МО г. Набережные Челны) о признании незаконным отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ИК МО г. Набережные Челны
Л.Ф. Мусиной, возражавшей против удовлетворения кассационных представления и жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Прокурор г. Набережные Челны в интересах Ф.Н. Котковой обратился в суд к ИК МО г. Набережные Челны с иском о признании незаконным отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование иска указано, что Ф.Н. Коткова была зарегистрирована в жилом доме ..., общей площадью 70,3 кв.м., составом семьи из 4-х человек, дом без водопровода и канализации, без всяких удобств. С 22 января 2010 года
Ф.Н. Коткова зарегистрирована в жилом помещении ..., общей площадью 41,9 кв.м., принадлежащем ее дочери и зятю, в которой проживают 4 человека. На каждого члена семьи приходится 10,47 кв.м. площади жилого помещения, то есть менее установленной органом местного самоуправления учетной нормы обеспеченности граждан жильем. Ф.Н. Коткова, являясь вдовой инвалида второй группы, ветерана Великой Отечественной войны Ф.С. Коткова, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением. Умысла на намеренное ухудшение жилищных условий
у Ф.Н. Котковой не имелось, в связи с чем отказ Главы администрации Центрального района г. Набережные Челны в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является неправомерным.
Ответчик - представитель ИК МО г. Набережные Челны иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В кассационном представлении и.о. прокурора г. Набережные Челны просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. В представлении указано, что выводы суда о намеренном ухудшении
Ф.Н. Котковой своих жилищных условий не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе представитель Ф.Н. Котковой просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска прокурора.
В жалобе отмечается, что судом не приняты во внимание представленные истцом доказательства, свидетельствующие о наличии у Ф.Н. Котковой права на улучшение жилищных условий как по прежнему, так и по нынешнему месту жительства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункт 12).
Решением Городского Совета муниципального образования г. Набережные Челны от 25 декабря 2007 года № 28/15 установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не более 15,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Судом установлено, что Ф.Н. Коткова является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.
С 20 июня 1954 года по 19 января 2010 года она была прописана и проживала в жилом доме ..., общей площадью 70,3 кв.м.
Согласно акту проверки жилищных условий заявителя от 17 февраля
2010 года в данном жилом помещении помимо Ф.Н. Котковой и проживают ее сын, Ф.Е. Котков, и сноха В.С. Коткова, следовательно, на каждого человека приходилось по 23,43 кв.м.. Дом без водопровода и канализации, с газовым отоплением л.д. 16).
22 января 2010 года Ф.Н. Коткова встала на регистрационный учет ...; по данному адресу состоят на регистрационном учете и проживают ее дочь С.Ф. Кручевая, зять А.Н. Кручевой и внук А.Л. Спасских. Данная квартира имеет общую жилую площадь 41,9 кв.м., следовательно, на каждого человека приходится 10,47 кв.м.
При таком положении, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа органа местного самоуправления в постановке Ф.Н. Котковой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с намеренным ухудшением ею жилищных условий, поскольку жилой дом ..., не признан непригодным для проживания, а площадь квартиры в г. Набережные Челны, в которой в настоящее время зарегистрирована Ф.Н. Коткова значительно меньше площади указанного жилого дома.
Более того, как следует из вышеупомянутого акта проверки жилищных условий, Ф.Н. Коткова на момент составления этого акта 17 февраля 2010 года проживала в жилом доме ..., при этом наличие регистрации с 22 января 2010 года в жилом помещении в г. Набережные Челны не является безусловным доказательством смены места жительства.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы кассационных представления и жалобы о необходимости постановки Ф.Н. Котковой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в силу изложенного не могут служить основанием для отмены принятого решения, поскольку судом исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
При таком положении, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационных представления и жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 06 июля 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационное представление и.о. прокурора г. Набережные Челны и кассационную жалобу представителя Ф.Н. Котковой - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи :