Судья Хабибуллина Р.А. дело № 9006
учет № 57
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 августа 2010 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Л.А. Валишина,
судей Г.А. Романовой, В.А. Терехина,
при секретаре судебного заседания Р.М. Мутигуллиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Романовой гражданское дело по кассационным жалобам представителя И.Д. Дудкина – С.А. Дудкина, представителя открытого акционерного общества «Татэнергосбыт» И.Н. Бредникова на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 25 июня 2010 года, которым постановлено:
обязать ОАО «Татэнергосбыт» произвести Дудкину И.Д. перерасчет платы за электроснабжение жилого помещения, расположенного по адресу: ... ..., путем зачета платежей за электроснабжение мест общего пользования (общедомовые нужды) за период с июля 2008 года по апрель 2010 года в размере .... в счет предстоящих платежей за электроснабжение.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО «Татэнергосбыт» госпошлину в доход государства в размере ...) руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения в поддержку жалобы представителя открытого акционерного общества «Татэнергосбыт» Е.А. Чередниченко, заслушав представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.К. Гарапшина, Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Дудкин И.Д. обратился в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Татэнергосбыт» (далее по тексту - ОАО «Татэнергосбыт») о защите прав потребителей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что он является собственником комнаты в коммунальной квартире, оборудованной общим (квартирным) прибором учета, в которой отсутствуют индивидуальные приборы учета.
В нарушение положений п.28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, расчет платы за электроснабжение не производится по формуле 12, а дополнительно начисляется плата за расход электроэнергии на общедомовые нужды (далее по тексту - ОДН).
Сверх платы за электроснабжение, определяемой по формуле 12 Правил, за период с июля 2008 года по февраль 2010 года ему начислена плата за ОДН на общую сумму ... руб.
Истец также указал, что решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.02.2010 по делу №ВАС-14531/09 признаны недействующими как несоответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, предельные максимальный и минимальный уровни тарифов на 2009 и 2010 годы на электрическую энергию, поставляемую населению по Республике Татарстан в части, падающей на скидку в размере 12%, предусмотренную п.4 примечания к постановлению Правления Республиканской энергетической комиссии РТ от 30.11.2007 №87.
Так, предельные максимальный и минимальный уровни тарифов на электроэнергию для населения в РТ, установленные приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э/1 на 2009г. и приказом Федеральной службы по тарифам от 22.09.2009 № 216-Э/2 на 2010 год, с учетом изменений, внесенных решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.02.2010 по делу №ВАС-14531/09, соответственно составляют 178, 64 коп./кВтч и 182,16 коп./кВтч; 196,24 коп./кВтч и 197,12 коп./кВтч.
Постановлениями Правления Комитета РТ по тарифам от 19.09.2008 №3-3/э и от 16.10.2009 №3-8/э утверждены тарифы на электрическую энергию для населения в размере большем, чем это предусмотрено приказами Федеральной службы по тарифам, следовательно, указанные Постановления противоречат имеющему большую юридическую силу приказу Федеральной службы по тарифам, который и подлежит применению.
Платежи, начисленные истцу за электроэнергию за период с января 2009 года по март 2010 года, в виде расчета платежей по тарифу завышены на 12%. В сумме платежа за указанный период необоснованно начислено за содержание внутридомовых сетей электроснабжения ... руб. Общая сумма необоснованно начисленных платежей за электроснабжение составила ...
Просит признать начисление платежей за электроснабжение мест общего пользования за период с 2008 года по март 2009 года по жилому помещению, расположенному по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., противоречащим Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307; признать незаконным начисление платежей за электроснабжение спорного жилого помещения за 2009 год по тарифу 203,0 коп./кВтч, за январь - март 2010 года по тарифу 223,0 коп./кВтч; обязать ответчика произвести перерасчет платы за электроснабжение спорного жилого помещения путем зачета ... руб. в счет предстоящих платежей за электроснабжение.
В процессе судебного разбирательства истец увеличил заявленные требования на сумму необоснованно начисленных платежей за электроснабжение за апрель 2010 года, которая составила ... руб., в остальной части исковые требования оставил неизменными.
В ходе судебного заседания представитель истца С.А. Дудкин уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представители ответчика Сычев М.С., Фадеева Т.Н. иск не признали.
Представитель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, третьего лица по делу, Гарапшин Р.К. полагал иск подлежащим оставлению без удовлетворения.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В кассационной жалобе истца ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, при этом приводятся те же доводы, что и суду первой инстанции, в частности, указано, что отказывая в удовлетворении требований о перерасчете платы за электроснабжение в части применения скидки 12 % к тарифам на электрическую энергию на 2009 год и 2010 год, суд неправильно применил нормы материального права.
Представитель ОАО «Татэнергосбыт» Бредникова И.Н. в своей кассационной жалобе ссылается на необоснованность вынесенного решения в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за электроснабжение спорного жилого помещения путем зачета платежей за электроснабжение мест общего пользования за период с июля 2008 года по апрель 2010 года в размере ... руб. в счет предстоящих платежей за электроснабжение, ввиду того, что истец как собственник жилого помещения обязан нести бремя содержания общего имущества, в том числе затраты за ОДН.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации ( далее по тексту - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение {в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге -органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу ст.424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ст.6 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 года №41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
В соответствии с ч.5 ст.2 указанного закона в случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов приводят свои решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней.
Согласно ч.7 ст.2 данного закона в случае, если органом исполнительной власти субъекта РФ тарифы на электрическую энергию не приведены в соответствие с предельными уровнями тарифов на электрическую энергию для населения после их изменения федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, применению на территории субъекта РФ до момента установления тарифов в соответствии с законодательством РФ органом исполнительной власти субъекта РФ подлежит установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию для населения.
Согласно п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальную услугу электроснабжения, потребленную в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с п/п. 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам (формула№9).
Согласно п.28 указанных Правил при оборудовании коммунальной квартиры общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги электроснабжения в этом жилом помещении рассчитывается в соответствии с подпунктом 1 п. 4 приложения № 2 к Правилам (формула №12).
Согласно п.22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Подпунктом «б» п. 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
б) для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта I приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
Согласно подпункту 3 п. 1 Приложения № 2 к Правилам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение определяется по указанной в приложении формуле.
Согласно Расчету расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 16.02.2009 № 87, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для помещений оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт.час на одного проживающего.
Как следует из материалов дела, истец является собственником комнаты в коммунальной квартире по адресу: РТ, ..., ..., ..., ...
Судом установлено, что в квартире имеется общий (квартирный) прибор учета потребляемой электроэнергии, комната истца индивидуальным прибором учета электроэнергии не оборудована.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком произведены начисления истцу за электроснабжение жилого помещения и мест общего пользования из расчета за 2009 год по тарифу 203,0 коп./кВтч, за 2010 год по тарифу 223,0 коп./кВтч.
Судом установлено, что в соответствии с приказами Президента РТ от 12.05.2008 №УП-207 и от 22.04.2010 №УП-254 органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на территории РТ является Государственный комитет РТ по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-Э/1 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в Республике Татарстан в 2009 году в размере соответственно 203 коп./кВтч и 207 коп./кВтч.
Постановлениями Правления Комитета РТ по тарифам от 19.09.2008 №3-3/э утвержден тариф на электрическую энергию для населения на 2009 год в размере 203,0 коп./кВтч.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.09.2009 № 216-э/2 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в Республике Татарстан в 2010 году в размере соответственно 223 коп./кВтч и 224 коп./кВтч.
Постановлениями Правления Комитета РТ по тарифам от 16.10.2009 №3-8/э утвержден тариф на электрическую энергию для населения на 2010 год в размере 223,0 коп./кВтч.
Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.02.2010 по делу №ВАС-14531/09 признаны недействующими как несоответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, предельные максимальный и минимальный уровни тарифов на 2009 и 2010 годы на электрическую энергию, поставляемую населению, по Республике Татарстан в части, падающей на скидку в размере 12%, предусмотренную п.4 примечания к постановлению Правления Республиканской энергетической комиссии РТ от 30.11.2007. №63.
Как правильно установлено судом, на день вынесения решения Федеральной службой по тарифам новые предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению Республики Татарстан на 2010 год не установлены. Государственным комитетом РТ по тарифам также не внесены изменения в Постановление Правления Комитета РТ по тарифам от 16.10.2009 №3-8/э, следовательно, ОАО «Татэнергосбыт», как гарантирующий поставщик на рынке электроэнергии РТ, в силу закона при производстве расчетов платы за электроснабжение обязан применять цены (тарифы), устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
При таких обстоятельствах, постановляя обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности по производству перерасчета истцу платежей за электроэнергию период с января 2009 года по апрель 2010 года не имеется.
Как видно из материалов дела, с 2009 года по апрель 2010 года за электроснабжение на общедомовые нужды истцу, проживающему в комнате коммунальной квартиры, производились начисления исходя из 7 кВт.час.
Между тем в силу положений п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, начисление платы за ОДН для комнат в коммунальных квартирах является незаконным, противоречащим российскому законодательству.
Таким образом, начисление платежей за электроснабжение мест общего пользования истцу произведено неправомерно, поэтому требование о перерасчете платы за электроснабжение обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что суд неправомерно отказал в удовлетворении требований о перерасчете платы за электроснабжение в части применения скидки 12 % к тарифам на электрическую энергию на 2009 год и 2010 год, являются неправомерными, поскольку органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов изменения в нормативный акт, которым установлены тарифы на электроэнергию, не внесены, новые предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению Республики Татарстан, не установлены.
Ссылка в кассационной жалобе представителя ОАО «Татэнергосбыт» Бредникова И.Н. о том, что истец как собственник жилого помещения в коммунальной квартире обязан нести бремя содержания общего имущества, в том числе затраты за ОДН, не может повлечь отмену решения в силу вышеприведенных норм действующего законодательства.
Судебная коллегия принимает во внимание, что определением Верховного Суда РТ от 12 мая 2009 года производство по делу по заявлению Дудкина И.Д. о признании недействующим пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.02.2009 № 87 «Об установлении расчета расхода электрической энергии, потребляемой внутри многоквартирного дома» прекращено. Из мотивировочной части данного определения усматривается, что расчет, утвержденный настоящим Постановлением, не применяется для расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для комнат в коммунальных квартирах.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы кассационных жалоб направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 25 июня 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационные жалобы представителя И.Д. Дудкина – С.А. Дудкина, представителя открытого акционерного общества «Татэнергосбыт» И.Н. Бредникова - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –