получение субсидии по гос. жил. сертификату



Судья Трегулова К.К. учет № 22

Дело № 33-11378/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2010 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Захаровой С.Н. и Галиевой А.С.,

при секретаре судебного заседания Кормильцевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Мухамадиевой Ф.М. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 23 августа 2010 года, которым за Ибатуллиным Р.И., признанным в установленном порядке вынужденным переселенцем и включенным в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по РТ на 2010 год с датой постановки с 28 декабря 1998 г., признано право на получение в 2010 году субсидии по государственному жилищному сертификату.

Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ постановлено предоставить Ибатуллину Р.И. субсидию по государственному жилищному сертификату для приобретения жилого помещения как вынужденному переселенцу в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 г. "О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Мухамадиевой Ф.М., просившей решение суда отменить, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

Ибатуллин Р.И. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету г.Нижнекамска Нижнекамского муниципального района, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ о признании за ним права на получении субсидии по государственному жилищному сертификату в 2010 году, включении его в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» с датой постановки 28 декабря 1998 года и предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения как вынужденному переселенцу с даты постановки 28 декабря 1998 г. в объеме, предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 г.

В обоснование иска указано, что вместе с женой и двумя сыновьями истец проживал в Республике Таджикистан. После распада Советского Союза он с семьей вынужден был переехать на постоянное место жительства в г.Нижнекамск, с присвоением статуса вынужденных переселенцев. После трудоустройства на Нижнекамский завод крупнопанельного домостроения для временного проживания его семье была предоставлена комната в малосемейном общежитии. В мае 1995 года он встал на учет для получения жилой площади как нуждающийся в улучшении жилищных условий. 3 декабря 2002 года, после ликвидации предприятия, он обратился с письменным заявлением на имя первого заместителя главы администрации г. Нижнекамска и Нижнекамского района о постановке его в очередность на получение жилья согласно справки за № 480 от 19 декабря 2002 года, выданной администрацией ЗКПД. 5 августа 2004 года он обратился в администрацию города с заявлением о восстановлении его в очереди на улучшение жилищных условий, как вынужденного переселенца с 1998 года. Постановлением главы администрации Нижнекамского района и города Нижнекамска № 568 от 17.08.2004 года «Об утверждении списка на выдачу ордеров на жилые помещения и постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» он был восстановлен в очереди вынужденных переселенцев с 1998 года. 12 марта 2010 его семье предложили субсидию в размере 924 000 рублей, на что они согласились. Однако, на основании обращения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ в прокуратуру г. Нижнекамска, прокуратура города обратилась с протестом на имя главы администрации города, и он был исключен из Списка получателей государственных жилищных сертификатов в 2010 году. Действиями ответчиков нарушаются его жилищные права и законные интересы.

Представитель ИК г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района Султанова Е.В. против исковых требований не возражала и пояснила, что Ибатуллин Р.И. обоснованно состоит в списке очередников с 1998 года и имеет право на сертификат.

Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ в суд не явилась, просила рассмотреть дело без её участия.

Суд исковые требования удовлетворил.

В кассационной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ просит решение суда отменить. Указывает, что истец одновременно на предприятии и в органе местного самоуправления по месту жительства на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял. Суд не выяснил, почему истец был заявлен органом местного самоуправления для включения в сводный список именно с указанной датой постановки на учет, тогда как в постановлении Главы администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска точная дата не указана. Определение точной даты постановки на учет в органе местного самоуправления имеет существенное значение для дела.

Судебная коллегия считает, что решение суда является правильным.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период с 2006 года по 2010 год реализация права на жилье указанной категории граждан осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее – Подпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Подпрограммой предусматривается улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, в том числе вынужденных переселенцев, путем предоставления социальной выплаты (субсидии) на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно пункту 36 Постановления Правительства РФ от 8 ноября 2000 года № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» в соответствии с жилищным законодательством вынужденные переселенцы вправе одновременно состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в органе местного самоуправления по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и других организациях по месту их работы.

Из материалов дела следует, что истец является вынужденным переселенцем, имеет удостоверение вынужденного переселенца от 26 ноября 1998 года.

Со 2 мая 1995 года по 28 марта 2002 года истец работал в ДООО «Завод крупнопанельного домостроения», стоял в льготном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 2, в связи с банкротством предприятия уволен по сокращению штатов.

Постановлением главы администрации Нижнекамского района и г.Нижнекамска РТ № 876 «а» от 17 декабря 2002 года истец составом семьи 4 человек в связи со статусом «вынужденный переселенец» поставлен на учет при отделе учета и распределения жилой площади нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Постановлением главы администрации Нижнекамского района и г.Нижнекамска РТ № 568 от 17 августа 2004 года истец восстановлен в очереди вынужденных переселенцев с 1998 года.

Согласно справкам начальника отдела жилищной политики № 450,451 от 10 августа 2009 года, № 523,524 от 12 июля 2010 года следует, что Ибатуллин Р.И. с составом семьи из 4 человек состоит на учете при исполнительном комитете МУ «г.Нижнекамск» на получении субсидии как вынужденный переселенец с 28 декабря 1998 года под № 1.

Письмом от 12 марта 2010 года на имя руководителя исполкома г.Нижнекамска Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства сообщило о том, что в соответствии с графиком выпуска и распределения в 2010 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы Республике Татарстан на категорию граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, выделен 1 сертификат на сумму 924 000 рублей, просили совместно с Ибатуллиным Р.И., стоящем в сводном списке № 2, решить вопрос выделения ему субсидии в размере 924 000 руб., либо в случае отказа – об исключении его из списка граждан-получателей сертификатов в 2010 году.

16 марта 2010 года Ибатуллин Р.И. написал заявление на имя Министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, в котором указал о согласии реализовать субсидию в сумме 924 000 рублей.

На основании изложенного по делу установлено, что Ибатуллин Р.И. с составом семьи 4 человек, являющийся вынужденным переселенцем, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 12 декабря 1998 года, согласно постановлению главы администрации по Нижнекамскому району и г. Нижнекамску № 568 от 17 августа 2004 года, до настоящего времени свое право не реализовал.

Указанное постановление главы администрации не отменено. Из письма руководителя исполнительного комитета г. Нижнекамска от 15 июня 2010 года следует, что оснований для отмены постановления главы администрации г.Нижнекамска и Нижнекамского района не имеется, поскольку нормы Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу 1 марта 2005 года к спорным правоотношениям неприменимы, на момент принятия постановления главы администрации отношения по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулировались Жилищным кодексом РСФСР, статья 30 которого предусматривала учет граждан как по месту жительства в исполнительном комитете, так и по месту работы, право состоять на учете одновременно по месту жительства в органе местного самоуправления и по месту работы на предприятии закреплено также пунктом 36 Постановления Правительства № 845 от 08 ноября 2000 года.

Поскольку Ибатуллин Р.И. признан участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и включен в сводный список граждан-получателей сертификатов в 2010 году, выразил согласие реализовать субсидию в размере 924 000 рублей, постановление главы администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска о восстановлении Ибатуллина Р.И. в очередности вынужденных переселенцев никем не отменено, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела.

Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Все имеющие значение для дела фактические обстоятельства судом установлены: Ибатуллин Р.И. имеет статус вынужденного переселенца, нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку с семьей из 4 человек проживает в комнате площадью 9 кв.м., состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий сначала на предприятии по месту работы, затем в органах местного самоуправления по месту жительства, до настоящего времени жилое помещение не получил. То обстоятельство, что органы местного самоуправления своевременно не включили Ибатуллина Р.И. в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (что предписывалось действовавшим на тот момент законодательством), не может служить основанием для нарушения его конституционного права на жилище.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 23 августа 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Мухамадиевой Ф.М. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи