иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ



Судья ... Дело №

Учет №К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 февраля 2011 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,

судей Багаутдинова И.И., Губаевой Н.А.,

при секретаре Газтдинове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Признать решение ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани в части невключения в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, периодов с 02 января 1987 года по 21 июня 1987 года, с 26 июля 1987 года по 31 октября 1987 года, с 04 июля 1989 года по 10 декабря 1989 года, с 20 января 1990 года по 31 марта 1991 года в должности медсестры в льготном исчислении, период работы с 01 января 2002 года по 31 марта 2006 года в календарном исчислении - незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период с 02 января 1987 года по 21 июня 1987 года, с 26 июля 1987 года по 31 октября 1987 года, с 04 июля 1989 года по 10 декабря 1989 года, с 20 января 1990 года по 31 марта 1991 года в должности медсестры в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год 6 месяцев, период работы с 01 января 2002 года по 31 марта 2006 года включить в календарном исчислении.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани назначить и выплачивать Лыковой Наталье Андреевне досрочную трудовую пенсию по старости, начиная ....

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Лыкова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что решением ответчика ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия необходимого специального стажа. При этом в специальный ответчик не включил периоды работы с 01 января 2002 года по 14 февраля 2006 года в должности лаборанта общебольничного персонала. Истица считала данный отказ незаконным и просила обязать ответчика включить указанный период в специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала, уточнив их: просила включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы с 02 января 1987 года по 21 июня 1987 года, с 26 июля 1987 года по 31 октября 1987 года, с 04 июля 1989 года по 10 декабря 1989 года, с 20 января 1990 года по 31 марта 1991 года в должности медсестры (1 год за 1 год 6 месяцев).

Представитель ответчика иск не признал.

Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, указав, что суд не правильно применил нормы пенсионного законодательства.

Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются, в том числе, неправильное применение норм материального права.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года Лыкова Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Решением ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж в календарном исчислении включены периоды работы с 02 января 1987 года по 21 июня 1987 года, с 26 июля 1987 года по 31 октября 1987 года, с 04 июля 1989 года по 10 декабря 1989 года, с 20 января 1990 года по 31 марта 1991 года в должности медсестры в реанимационном отделении Областной детской больнице Республики Таджикистан. Кроме того, не включен в специальный стаж период работы с 01 января 2002 года по 14 февраля 2006 года в должности лаборанта общебольничного персонала Центрального госпиталя Управления полиции Марыйского велаята МВД Туркменистана.

Всего в общий трудовой стаж засчитано <данные изъяты>.

Из записей в трудовой книжке следует, что истица работала ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в реанимационном отделении областной детской больницы Республики Таджикистан.

Включая в стаж работы в льготном исчислении период работы в должности медицинской сестры в отделении анестезиологии и реанимации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в спорный период работы истицы действовало Постановление Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», согласно которому при исчислении выслуги среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях и подразделениях следует считать за один год и 6 месяцев, в связи с чем суд правильно признал, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж указанный период работы истицы в льготном исчислении.

Решение суда в этой части подлежит оставлению без изменения.

Разрешая спор в части включения в календарном исчислении периода работы с 01 января 2002 года по 31 марта 2006 года в должности лаборанта общебольничного персонала Центрального госпиталя Управления полиции Марыйского велаята МВД Туркменистана в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление сведений о застрахованных лицах лежит на страхователе, но не работнике.

Однако суд не учел то обстоятельство, что в указанные периоды истица работала в Туркменистане, который с 1992 года не входит в состав Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 данного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе на льготных условиях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть, до 13 марта 1992 года.

Вопросы назначения пенсий и включения в специальный стаж при назначении пенсий на льготных условиях периодов работы, в том числе после 13 марта 1992 года, урегулированы письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18, а также распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99 р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», которым утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

Как видно из материалов дела, в период работы в должности лаборанта Управлением полиции Марыйского велаята МВД Туркменистана уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующий орган Республики Туркменистан не осуществлялась.

При таких обстоятельствах указанный спорный период не может быть включен в специальный стаж.

Принимая во внимание, что по делу не требуется собирание или дополнительная проверка доказательств, поскольку обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, Судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в части включения в специальный стаж периода работы в должности лаборанта общебольничного персонала Центрального госпиталя Управления полиции Марыйского велаята МВД Туркменистана.

Поскольку с учетом вышеуказанных обстоятельств спорный период не подлежит включению в специальный стаж, специальный стаж истицы на момент обращения ее к ответчику, то есть, на ДД.ММ.ГГГГ, составил менее 30 лет, требования истицы о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат оставлению без удовлетворения.

В остальной части решение суда следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани частично состоятельны по вышеуказанным основаниям.

Руководствуясь статьями 199, 350, 361, п.4 ч. 1 ст. 362, ст. 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ по данному делу в части включения в специальный стаж в календарном исчислении периода работы с 01 января 2002 года по 31 марта 2006 года в должности лаборанта общебольничного персонала Центрального госпиталя Управления полиции Марыйского велаята МВД Туркменистана отменить.

... Лыковой в удовлетворении иска о включении в стаж периода работы с 01 января 2002 года по 31 марта 2006 года в должности лаборанта общебольничного персонала Центрального госпиталя Управления полиции Марыйского велаята МВД Туркменистана и обязании назначить пенсию с 15 сентября 2009 года отказать.

Это же решение в остальной части оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи