Судья М.М. Хасанова дело № 33-998/2011учет № 57КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Р. Гилманова,
судей С.Н. Захаровой и Р.Р. Юсупова,
при секретаре судебного заседания Н.Г. Вдовиной
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Р. Гилманова гражданское дело по кассационной жалобе представителя Габдрахмановой А.Ф. - Казанбаева А.В. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 декабря 2010 года, которым Габдрахмановой А.Ф., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Габдрахманова С.Р., отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны (далее - ИК МО г. Набережные Челны), некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан» (далее - НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан») о признании права на меру государственной поддержки и направлении субсидии на оплату стоимости жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» - Гилязова Х.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Габдрахманова А.Ф., действующая в своих интересах и в интересах совершеннолетнего Габдрахманова С.Р., обратилась в суд с иском к ИК МО
г. Набережные Челны, НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» о признании права на меру государственной поддержки и направлении субсидии на оплату стоимости жилого помещения. В обоснование иска указано, что на основании ее заявления Габдрахманова А.Ф. 15 апреля 2010 года ИК МО
г. Набережные Челны издал распоряжение о постановке ее семьи на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке. 26 мая 2010 года между семьей истицы и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее» (далее - СИПК «Строим будущее») заключен договор социальной ипотеки №. Между тем, 11 апреля 2010 года, то есть до принятия ее семьи на учет, у истицы родился ребенок, в связи с чем у нее возникло право на предоставление меры государственной поддержки в соответствии со ст. 13 Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан»
№ 69-ЗРТ от 27 декабря 2004 года в виде права на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в связи с рождением ребенка. Истица полагает, что принятое 15 апреля 2010 года распоряжение ИК МО
г. Набережные Челны, принятое с нарушением установленного законом срока, привело к ущемлению данного права, в связи с чем просила суд признать право на меру государственной поддержки в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» № 69-ЗРТ от 27 декабря 2004 года, обязав НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» направить требуемую меру государственной поддержки на оплату стоимости жилого помещения в виде будущей квартиры.
Ответчик - представитель НО «ГЖФ при Президенте Республике Татарстан» иск не признал.
Ответчик - представитель ИК МО г. Набережные Челны, третьи лица - представители СИПК «Строим будущее» и отдела опеки и попечительства ИК МО г. Набережные Челны, Габдрахманов Р.У., Габдрахманова К.Ф., Габдрахманов Ф.Ф. в суд не явились.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В кассационной жалобе представитель Габдрахмановой А.Ф. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. В жалобе отмечается, что выводы суда об отсутствии со стороны ответчика нарушения сроков рассмотрения заявления семьи истицы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» гражданам в Республике Татарстан в системе социальной ипотеки предоставляются следующие меры государственной поддержки: при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, предоставляется право на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в размерах, установленных законодательством.
В соответствии с пунктами 7-13 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190, для рассмотрения вопроса о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки заявитель: подает заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам и порядку на имя главы органа местного самоуправления по месту жительства или на имя руководителя юридического лица по месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Заявление подписывается всеми дееспособными членами семьи; заполняет анкету Заявителя с указанием всех необходимых сведений по форме согласно приложению N 2; представляет обосновывающие документы по перечню согласно приложению N 3.
Рассмотрение заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется органами местного самоуправления в месячный срок со дня подачи заявления. Заявителю выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, должностные лица, назначенные руководителями юридических лиц, формируют учетное дело.
Юридические лица представляют сформированное учетное дело семьи в органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия решения о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Основанием регистрации учетного дела является распоряжение главы органа местного самоуправления с присвоением Заявителю уникального учетного кода.
Специализированная организация (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан) имеет право принимать участие в работе общественных жилищных комиссий органов местного самоуправления.
Копию распоряжения главы органа местного самоуправления о регистрации учетного дела, утвержденную карточку учета семьи по установленной форме с приложением двух экземпляров анкеты Заявителя органы местного самоуправления направляют в специализированную организацию (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан).
Локальные списки поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке ведутся и поддерживаются органами местного самоуправления в рабочем состоянии (в том числе исключение из списков) постоянно.
Специализированная организация (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан) принимает от органов местного самоуправления списки семей (а также Заявителей, не состоящих в браке), нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, и в 15-дневный срок:
анализирует и обобщает их в соответствии с заключенными договорами взаимодействия в области государственной поддержки развития жилищного строительства, порядка формирования и использования государственного резерва земель;
формирует реестр семей (а также Заявителей, не состоящих в браке), поставленных на учет, с разбивкой по городам и районам - в случае соблюдения администрациями муниципальных образований условий, предусмотренных Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", и постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, принятых во исполнение указанного Закона (по форме карточки учета семьи);
возвращает органам местного самоуправления представленные списки семей (Заявителей, не состоящих в браке) - в случае нарушения Закона Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, принятых во исполнение указанного Закона, в 15-дневный срок с указанием причин.
Право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, определенную Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", возникает с момента принятия семей (Заявителей, не состоящих в браке) в реестр специализированной организации (Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан), о чем последний письменно сообщает в органы местного самоуправления и публикует списки в бюллетене.
Органы местного самоуправления в 3-дневный срок со дня поступления сообщения фонда информируют Заявителей о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и включении в реестр специализированной организации (Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан).
Согласно пункту 7 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан
от 02 августа 2007 года № 366, если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200 тыс. рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.
Как следует из материалов дела, Габдрахмановой А.Ф заявление со всеми необходимыми документами предоставлено по месту роботы в отдел дошкольного образовании Управления образования ИК МО г. Набережные Челны 02 марта 2010 года.
15 апреля 2010 года заместителем руководителя ИК МО г. Набережные Челны утверждено распоряжение № 6735 о постановке семьи
Габдрахмановой А.Ф. на учет для улучшения жилищных условий но социальной ипотеке.
21 апреля 2010 года ИК МО г. Набережные Челны в НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан направлены документы на 71 семью, в том числе на семью истицы, а именно: распоряжение заместителя руководителя ИК МО г. Набережные Челны № 5531 от 21 апреля 2010 года для регистрации новых заявителей с членами семьи в сводный список по Республике Татарстан; выписка из протокола № 3 решения общественной жилищной комиссии по работе с нуждающимися в улучшении жилищных условий по системе социальной ипотеки от 15 апреля 2010 года; список семей, изъявивших желание стать участниками программы социальной ипотеки; копии анкет о регистрации новых заявителей с членами семьи в сводный список по Республике Татарстан, копии распоряжений о постановке семьи заявителя на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке. Данные документы поступили адресату 26 апреля 2010 года.
Данные документы рассмотрены НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», указанные в этих документах семьи 05 мая 2010 года включены в реестр некоммерческой организации и все данные, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими программу социальной ипотеки, были загружены в базу данных программы «Учет списков заявителей по социальной ипотеке».
11 апреля 2010 года Габдрахманова А.Ф. родила сына Габдрахманова С.Р.
26 мая 2010 года между НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», СИПК «Строим будущее» и семьей Габдрахмаиовых заключен договор социальной ипотеки №.
При таком положении, суд первой инстанции принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении иска Габдрахмановой А.Ф., поскольку в соответствии с приведенным выше нормативно-правовым регулированием право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки возникает с момента принятия семей в реестр специализированной организации.
ИК МО г. Набережные Челны составил список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и направил необходимые документы в специализированную организацию для последующего включения семьи истицы в реестр, при этом полномочиями по оказанию установленных законом мер государственной поддержки данный орган местного самоуправления не наделен.
НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» после поступления документов из ИК МО г. Набережные Челны был в установленные законом сроки рассмотрен вопрос о включении семьи Габдрахмановой А.Ф. в реестр семей по Республике Татарстан, каких-либо нарушений прав истицы не допущено.
Доводы кассационной жалобы представителя истицы о неправомерном ущемлении ее права на получение государственной поддержки на сумму 200.000 руб., направляемой на оплату стоимости жилого помещения в связи с рождением ребенка, в силу изложенного являются несостоятельными, они судом исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая, что право на получение государственной поддержки в системе социальной ипотеки у семьи истицы возникло 05 мая 2010 года, а ребенок у Габдрахмановой А.Ф. родился 11 апреля 2010 года, выводы суда об отсутствии правовых оснований для признания права на указанную субсидию являются правильными.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
При таком положении, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 199, 350, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 декабря 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Габдрахмановой А.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи :