о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии



Судья Р.С. Кашапов Дело№2225

Учет № 52

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 февраля 2011 года гор. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Г.М.Халитовой,

судей Р.Р.Шайдуллина, Е.А. Чекалкиной,

при секретаре судебного заседания А.М. Гумировой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Е.А. Чекалкиной гражданское дело по кассационной жалобе В.Н. Голяндина - представителя Р.К. Рамазанова на решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 4 февраля 2011 года, которым постановлено :

Вудовлетворении исковых требований Р.К. Рамазанову к Военному комиссариату Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 01 января 2000 года по 01 декабря 2007 года отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы В.Н. Голяндина - представителя Р.К. Рамазанова об отмене решения,судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Р.К. Рамазанов обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан об обязании произвести перерасчёт назначенной пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка.

В обоснование требований указано, что истец является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации (далее - МО РФ). Вопросы пенсионного обеспечения регламентированы Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ №4468-1). В соответствии со статьей 43 названного Закона пенсии военным пенсионерам исчисляются исходя из денежного довольствия военнослужащих, которое в данном случае состоит из окладов по должности, воинскому или специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также из стоимости продовольственного пайка. Согласно пункту «б» статьи 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с их увеличением.

Истец утверждает, что с 1 января 2000 года при пересмотре пенсии учитывалась сумма денежной компенсации, выдаваемая военнослужащим взамен продовольственного пайка, которая в период с 2000 по 2005 годы составляла 20 рублей в сутки, а не месячная стоимость продовольственного пайка. Реальная суточная стоимость продовольственного пайка за период с января 2000 года по июнь 2005 года ежемесячно возрастала и увеличивалась: с 32 руб. 71 коп. до 70 руб. 70 коп. Несмотря на это, ответчиком с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года при выплате истцу пенсии учитывался размер денежной компенсации продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки.Такое исчисление пенсии по мнению истца не соответствует установленному Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 порядку исчисления пенсии и существенно нарушает его имущественные права как военного пенсионера МО РФ. Истец полагает, что назначенная ему пенсия должна была пересматриваться после каждого увеличения месячной стоимости продовольственного пайка. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной им пенсии и взыскать недоплату с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 01 января 2000 г. по 01 декабря 2007 г. в сумме <данные изъяты> 03 копейки.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в материалах дела имеется его заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен. Суд считает необходимым дело рассмотреть без его участия и вынести заочное решение.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований и вынес решение в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе истцом ставится вопрос об отмене решения суда. Указано, что увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно повлечь пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со ст.43 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава (в редакциях Федеральных законов от 28.11.1995г. №186-ФЗ, от 21.07.1998г. №117-ФЗ, от 30.06.2002г. №78-ФЗ, от 25.07.2002г. №116-ФЗ).

Таким образом, для назначения пенсии военнослужащим учитывалась либо стоимость продовольственного пайка, либо размер ежемесячной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Месячная стоимость продовольственного пайка определена исходя из размера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим (сотрудникам органов внутренних дел), проходящим военную службу (службу в органах внутренних дел), взамен продовольственного пайка в соответствии с законами РФ о федеральном бюджете, действующими ежегодно с 1 января 2000 года.

В соответствии с пунктом 1 ст.14 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Статьей 49 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 предусмотрено, что при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Порядок пересмотра пенсий определяется Правительством РФ.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка необходимо руководствоваться специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка на 2000 год из расчета 20 рублей в сутки была установлена пунктом 13 приложения 3 Федерального Закона от 31.12.1999 г. №227-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2000 год»; на 2001 год из расчета 20 рублей в сутки - пунктом 8 приложения 4 Федерального Закона от 27.12.2000 г. №150-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2001 год»; на 2002 год из расчета 20 рублей в сутки - пунктом 5 приложения 9 Федерального Закона от 30.12.2001 г. №194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год»; на 2003 год из расчета 20 рублей в сутки - статьями 97 и 128 и подпунктом 34 пункта 1 приложения 20 Федерального Закона №176-ФЗ от 2002 г. «О Федеральном бюджете на 2003 год»; на 2004 год из расчета 20 рублей в сутки - статьями 102 и 144 и подпунктом 37 пункта 1 приложения 20 Федерального Закона «О Федеральном бюджете на 2004 год», на 2005, 2006 и 2007 год из расчета 20 рублей в сутки - Постановлениями Правительства РФ от 31.12.2004 года №906 и от 22.02.2006 года №101 (О мерах по реализации Федерального закона о бюджете).

В силу ст. 162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» и соответствующих статей соответствующих Законов на 2001, 2002 и 2003 годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке распределены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения в ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», регулирующую вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих. С 1.01.2005г. выдача продовольственного пайка сохранена лишь в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе. Военнослужащим, проходящим военную службу в иных местностях, продовольственное обеспечение уставлено в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством РФ.

Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ» предусмотрено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанных в пунктах 9 и 10 указанного Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного лайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 указанного Постановления, согласно которому месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий военнослужащим, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.

Вместе с тем подход к определению денежной компенсации взамен продовольственного пайка, являющейся одной из форм продовольственного обеспечения военнослужащих, и месячной стоимости продовольственного пайка, входящей в состав денежного довольствия для исчисления пенсий, должен быть единообразным с целью соблюдения равенства прав военнослужащих и военных пенсионеров. Поскольку законодательством РФ о пенсионном обеспечении указанной категории граждан, как ранее действовавшим, так и действующим на момент рассмотрения данного спора, не предусмотрено получение военным пенсионером продовольственного обеспечения в виде организованного питания, в виде выдачи продовольственного пайка, доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка, что в полной мере обеспечивает соблюдение принципа равенства прав всех военнослужащих, в том числе и военных пенсионеров. Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлен орган, определяющий размер месячной стоимости продовольственного пайка для исчисления пенсии.

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что пенсия, выплачиваемая истцу, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации стоимости продовольственного пайка.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что за указанный истцом период военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 руб. Такой размер компенсации был установлен законами о федеральных бюджетах и Правительством РФ. Определенный законом размер денежной компенсации продовольственного пайка в этот период не изменялся.

С таким выводом следует согласиться, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены, судебная коллегия с ними согласна.

Доводы кассационной жалобы о том, что увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно повлечь пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей, не могут повлечь отмену решения, поскольку данные утверждения истца были проверены при рассмотрении дела судом первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка.

Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 4 февраля 2011года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу В.Н. Голяндина - представителя Р.К. Рамазанова - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: