об обязании перечислить ден средства



Судья Курбанова Р.Б. Учет № 22

Дело № 33-1224/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гилманова Р.Р.,

судей Захаровой С.Н. и Юсупова Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Верховой И.А. на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 24 декабря 2010 года, которым удовлетворен иск Ахметовой Г.Х. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ и постановлено обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ в течение 15 дней после вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для перечисления субсидии в размере 943 200 рублей на блокированный целевой счет № 40817810045737896670, открытый на имя Хамидуллиной С.Г. в Казанском ДО № 6 ОАО «Ак Барс» Банке для последующего перевода указанной суммы на лицевой счет №42301810845557910893, открытый на имя Каюмовой Л.Р. в Казанском филиале ОАО «Ак Барс» Банка.

Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в пользу Ахметовой Г.Х. 5000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ Верховой И.А., поддержавшей доводы жалобы,объясненияпредставителя Ахметовой Г.Х. - Матюшиной М.А., а также Каюмовой Л.Р., просивших решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ахметова Г.Х. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ об обязании перечислить денежные средства по договору купли-продажи квартиры.

В обоснование иска указано, что матери истца - Хамидуллиной С.Г. выделена субсидия за счет средств Федерального бюджета в размере 943 200 рублей на приобретение жилья. Истец, действуя на основании доверенности, приобрела для матери квартиру, выплатив продавцу 156 800 рублей, оставшаяся часть стоимости квартиры в размере 943 200 рублей должна быть выплачена ответчиком после государственной регистрации договора путем перечисления с блокированного целевого счета, открытого на имя Хамидуллиной С.Г. на лицевой счет, открытый на имя продавца квартиры - Каюмовой Л.Р. 28 июля 2010 года право собственности на квартиру было зарегистрировано и выдано свидетельство о государственной регистрации права. Однако в перечислении денежных средств ответчиком отказано в связи со смертью Хамидуллиной С.Г., умершей 3 августа 2010 года.

В суде представитель истца уточнил исковые требования, просил обязать МТЗ СЗ РТ произвести расчет с Каюмовой Л.Р., перечислив на ее лицевой счет № 42301810845557910893, открытый в Казанском филиале ОАО «Ак Барс» Банке, выделенную на имя Хамидуллиной С.Г. субсидию в размере 943 200 рублей.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, также просила взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.

Представитель ответчика в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица МУ «Администрация Авиастроительного района ИК МО г. Казани» в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица ОАО АКБ «Ак Барс» в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица Министерство Финансов РФ в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление о несогласии с иском.

Суд исковые требования удовлетворил.

В кассационной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Указывает, что вина Министерства в не перечислении субсидии Хамидуллиной С.Г. отсутствует. Кроме того, решение суда неисполнимо со стороны Министерства, поскольку решением устанавливается обязанность по перечислению субсидии на счет Хамидуллиной С.Г. без указания на источник финансирования. Также Министерство не согласно с решением в части взыскания с него расходов на оплату услуг представителя, поскольку является органом государственной власти, средства на судебные расходы бюджетом не предусмотрены.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 4, 6-11, 13 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям, утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ № 275 от 07.06.2006 года, предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки).

Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии (далее - списки), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан: уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.

После получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета.

Уполномоченный банк еженедельно представляет в Министерство информацию об открытых гражданами блокированных целевых лицевых счетах.

В целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:

договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;

договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.

В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.

После получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.

Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.

Как видно из материалов дела, 7 июля 2010 года территориальным органом социальной защиты Хамидуллиной С.Г. направлено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере 943 200 рублей.

7 июля 2010 года Хамидуллина С.Г. заключила с ОАО «Ак Барс» Банк договор банковского (текущего) счета № 7896670 категории «Жилье ветеранам».

В целях приобретения жилья за счет выделенной субсидии, 26 июля 2010 года Хамидуллина С.Г., от имени которой действовала Ахметова Г.Х., заключила с Каюмовой Л.Р. договор купли-продажи квартиры <адрес> стоимостью 1 100 000 рублей.

По условиям данного договора, оплата в размере 943 200 рублей будет произведена за счет средств федерального бюджета, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 275 от 7 июня 2006 года; 156 800 рублей уплачиваются покупателем до подписания договора.

29 июля 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ выдано свидетельство о государственной регистрации права Хамидуллиной С.Г. на квартиру <адрес>.

Денежные средства в счет субсидии своевременно перечислены из федерального бюджета.

3 августа 2010 года Хамидуллина С.Г. умерла.

Исходя из совокупности исследованных в судебном заседании обстоятельств, Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку Хамидуллиной С.Г. при жизни из федерального бюджета выделена субвенция для приобретения жилья (направление получателю субсидии соответствующего уведомления свидетельствует о ее выделении из федерального бюджета в форме субвенций), в установленном законом порядке она за счет выделенных средств приобрела право собственности на квартиру <адрес>.

Однако Министерство в нарушение установленного приведенным Положением срока, не произвело своевременно необходимых действий для перечисления полученных от Министерства финансов денежных средств в счет выделенной на приобретение квартиры субсидии.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Обеспечение ветеранов войны, членов их семьи субсидиями за счет федерального бюджета является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, свои обязательства в данном конкретном случае государство - в лице Министерства финансов РФ, исполнило в полном объеме, выделив на конкретного претендента субсидию в установленном размере. Во избежание нецелевого использования выделенных средств законодатель предусмотрел порядок доставления денежных средств через соответствующее министерство продавцу жилого помещения, заключившему договор с получателем субсидии. Таким образом, государство гарантировало получателю субсидии исполнения обязательств по перечислению выделенных денежных средств в счет оплаты по заключенному договору купли-продажи конкретной квартиры.

Однако Министерство, которое призвано обеспечить поступление денежных средств до получателя субсидии и выполнить тем самым техническую сторону процесса, в нарушение ФЗ «О ветеранах» взяло на себя несвойственные ему функции и полномочия по пересмотру уже разрешенного вопроса по выплате субсидии, выделенной государством, за счет которой получатель субсидии при жизни приобрел квартиру.

Доводы кассационной жалобы не влияют на правильность вынесенного по делу решения и не могут служить основанием для его отмены.

Довод кассационной жалобы о том, что с Министерства необоснованно взысканы расходы на оплату услуг представителя также является несостоятельным.

Согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФстороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Статус ответчика для разрешения данного вопроса значения не имеет.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Нормы процессуального закона, которые являлись бы основанием для отмены решения суда, при рассмотрении дела не нарушены.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 24 декабря 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи