Судья Назырова А.А. дело № 2185
учет № 57
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 февраля 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Г.А. Романовой,
судей В.А. Терехина, А.С. Гильманова,
при секретаре судебного заседания Р.П. Семеновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Романовой гражданское дело по кассационной жалобе Шутко В.П. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 января 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований Шутко В.П. к открытому акционерному обществу «Татэнергосбыт» о возложении обязанности привести расчетную документацию в соответствие с действующей нормативной документацией, о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения в поддержку жалобы Шутко В.П., заслушав возражения представителя открытого акционерного общества «Татэнергосбыт» Скляминой В.П., Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шутко В.П. обратился в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Татэнергосбыт» о возложении обязанности привести расчетную документацию в соответствие с действующей нормативной документацией, о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что 03.09.2010 ответчик направил в его адрес уведомление № о его задолженности по оплате потребленной электроэнергии в сумме <данные изъяты> рублей: по показаниям счетчика - <данные изъяты> рублей, по общедомовым нуждам <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с просьбой сообщить наименование, адрес органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением «Правил предоставления коммунальных услуг». Однако ответа он не получил.
Просит возложить на ответчика обязанность привести расчетную документацию в соответствие с действующей нормативной документацией, взыскать материальный ущерб в сумме <данные изъяты> рублей и компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В процессе судебного разбирательства истец заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В кассационной жалобе Шутко В.П. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, при этом приводятся те же доводы, что и суду первой инстанции. Утверждается, что суд не применил положения абзаца 1 подпункта 1 пункта 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, подлежащих применению.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге -органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 6 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 года №41 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
В соответствии с частью 5 статьи 2 указанного закона в случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов приводят свои решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней.
Согласно части 7 статьи 2 данного закона в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифы на электрическую энергию не приведены в соответствие с предельными уровнями тарифов на электрическую энергию для населения после их изменения федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, применению на территории субъекта Российской Федерации до момента установления тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подлежит установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию для населения.
Согласно пункту 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальную услугу электроснабжения, потребленную в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к Правилам (формула№9).
В силу пункта 22 данных Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Подпунктом «б» пункта 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта I приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 3 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение определяется по указанной в приложении формуле.
Согласно Расчету расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.02.2009 № 87, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для помещений оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт.час на одного проживающего.
В соответствии с приказами Президента Республики Татарстан от 12.05.2008 №УП-207 и от 22.04.2010 №УП-254 органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на территории Республики Татарстан является Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-Э/1 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в Республике Татарстан в 2009 году в размере соответственно 203 коп./кВтч и 207 коп./кВтч.
Постановлениями Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.09.2008 №3-3/э утвержден тариф на электрическую энергию для населения на 2009 год в размере 203,0 коп./кВтч.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.09.2009 № 216-э/2 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в Республике Татарстан в 2010 году в размере соответственно 223 коп./кВтч и 224 коп./кВтч.
Постановлениями Правления Комитета Республике Татарстан по тарифам от 16.10.2009 №3-8/э утвержден тариф на электрическую энергию для населения на 2010 год в размере 223,0 коп./кВтч.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.09.2010 у истца образовалась задолженность за электроэнергию в сумме <данные изъяты> рублей за период с апреля 2010 года по сентябрь 2010 года, поэтому было направлено уведомление № от 03.09.2010 о планируемом введении ограничения режима электропотребления в случае неоплаты задолженности до истечения очередного срока платежа.
Судом установлено, что осуществить ввод ограничения режима электропотребления не предоставляется возможным в связи с отказом истца обеспечить беспрепятственный доступ для осуществления данных полномочий.
Как видно из материалов дела, 01.02.2007 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, был установлен общедомовой прибор учета электрической энергии ЦЭ-6822, №60824246 и с февраля 2007 года расчет электроэнергии жителям данного дома производится исходя из показаний общедомового прибора учета в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В судебном заседании установлено, что в
период с 01.08.2009 по 31.12.2009 не все квартиры данного жилого
дома были оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, расчет платы по квартире № указанного дома, принадлежащей истцу, произведен в соответствии с Расчетом расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.02.2009 № 87, согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для помещений оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт.час на одного проживающего. С 01 января 2010 года все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, поэтому плата начислялась по формуле 9, указанной в приложении №2 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, что соответствует как статьям 39, 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации. Применение именно данной формулы сторонами не оспаривалось (л.д.135 оборот).
Постановляя обжалуемое решение, суд пришел к выводу, что истцу начислена плата, соответствующая тарифам, установленным нормативными актами, действующими на территории Республики Татарстан в указанные периоды.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Судебная коллегия принимает во внимание, что Кабинет Министров Республики Татарстан при принятии вышеуказанного постановления от 16 февраля 2009 года "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома" действовал в рамках предоставленных ему полномочий, что подтверждается определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2009 года N 11-Г09-14.
Из данного судебного акта следует, что в оспариваемом расчете приведена формула, устанавливающая порядок распределения оставшегося количества электрической энергии пропорционально площади жилых помещений, не оборудованных приборами учета, а не устанавливается норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению. Следовательно, объем электроэнергии, фактически потребленной в многоквартирном доме, определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, а объем электроэнергии, фактически потребленной в жилом помещении (квартире), оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется по показаниям данного прибора; разница между объемом электроэнергии, фактически потребленной в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом электроэнергии, потребленной в жилых помещениях с учетом расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, является сверхнормативным потреблением электроэнергии в квартирах, не оборудованных приборами учета.
При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы о том, что суд не применил положения абзаца 1 подпункта 1 пункта 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, подлежащих применению, является необоснованным.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан оплачивать услуги по подаче электрической энергии по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 350, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 января 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Шутко В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -