Судья Л.Н. Гиниятуллина Дело № 33-1061/11
Учет № 29
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего: Р.А. Саитгараевой,
судей: Н.А. Губаевой, И.И. Багаутдинова,
при секретаре А.М. Гумировой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
И.И. Багаутдинова гражданское дело по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 10 декабря 2010 года. Этим решением постановлено:
Признать незаконными решения Инспекции ФНС РФ по г. Набережные Челны № 2614 от 5 августа 2010 года и № 2615 от 5 августа 2010 года в отношении нотариуса Набережночелнинского нотариального округа РТ Ткаченко С.П.
Признать недействительными требование Инспекции ФНС РФ по г. Набережные Челны № 8562 к нотариусу Ткаченко В. П. об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2009 год по состоянию на 29 октября 2010 года и требование Инспекции ФНС РФ по г. Набережные Челны № 8563 к нотариусу С.П. Ткаченко об уплате недоимки по единому социальному налогу за 2009 год, штрафа и пени по состоянию на 29 сентября 2010 года.
Обязать Инспекцию ФНС РФ по г. Набережные Челны включить в состав расходов нотариуса С.П. Ткаченко по налоговой декларации за 2009 год:
- по налогу на доходы физических лиц: неполученную сумму тарифов за совершение нотариальных действий в отношении льготной категории плательщиков госпошлины <данные изъяты> и оставшуюся стоимость приобретенных в 2009 году двух компьютеров (ноутбуков) в сумме <данные изъяты>;
- по единому социальному налогу: неполученную сумму тарифов за совершение нотариальных действий в отношении льготной категории плательщиков госпошлины <данные изъяты>, сумму уплаченного налога на доходы физических лиц <данные изъяты> и оставшуюся стоимость приобретенных в 2009 году двух компьютеров (ноутбуков) в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Инспекции ФНС РФ по г. Набережные Челны в пользу нотариуса С.П. Ткаченко в возврат госпошлины 400 рублей.
Заслушав представителя Инспекции - Н.Н. Осадчего, представителя нотариуса С.П. Ткаченко - Т.И. Козыреву, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы о незаконности решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нотариус Набережночелнинского нотариального округа С.П. Ткаченко обратилась в суд с заявлением об оспаривании решений Инспекции, в обоснование своих требований указав, что Инспекцией 5 августа 2010 года были вынесены решения № 2614 о привлечении заявительницы к налоговой ответственности и № 2615 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В решениях указано о неправомерности включения в состав расходов невзысканных сумм тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, которым законодательством предоставлены льготы по тарифам за 2009 год, а также суммы, равной оставшейся стоимости приобретенных в 2009 году компьютеров.
Данные решения заявитель считает незаконными, поскольку ими на нее возлагаются дополнительные обязательства по уплате налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Просит отменить вышеуказанные решения, обязав налоговый орган включить в состав расходов нотариуса за 2009 год по НДФЛ расходы, связанные с осуществление профессиональной деятельности в суммах 56877 рублей 41 копейка (недополученная сумма тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, пользующихся установленными законом льготами по уплате государственной пошлины) и <данные изъяты> (сумма, равная оставшейся стоимости приобретенных в 2009 году компьютеров), по ЕСН - те же расходы, а также сумму уплаченного НДФЛ в размере <данные изъяты>.
На судебном заседании представитель Инспекции с заявлением не согласилась.
Суд заявление удовлетворил и вынес решение в вышеприведённой формулировке.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, указывая, что судом не была принята во внимание позиция Министерства Финансов Российской Федерации, согласно которой нотариальные действия с низкой стоимостью л ибо полностью освобожденные государством от уплаты тарифов субсидируются за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью. Следовательно, невзысканные суммы тарифов в отношении льготных категорий граждан не могут быть включены в общую сумму профессиональных расходов нотариуса. Кроме того, нотариусом была неправомерно начислена сумма амортизации в отношении ноутбуков, поскольку согласно чекам они были куплены 1 декабря и 8 октября 2009 года, то есть начисление должно производиться соответственно с января 2010 года и с ноября 2009 года. Также в состав расходов не может быть включена сумма уплаченного НДФЛ, поскольку это противоречит подпункту 1 пункта 47 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно пункту 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, действовашей до 1 января 2010 года, налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса (в том числе нотариусов), определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса.
Согласно статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года, за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, пришёл к выводу о необходимости удовлетворении заявления нотариуса и отмене решений налогового органа. Данный вывод суда основан на положениях подпункта «а» пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства о нотариате», согласно которому Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок предписано привести решения Правительства в соответствие с указанными Основами. При этом иметь в виду, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22 указанных Основ. Общая сумма тарифов за совершение указанных действий исчисляется исходя из ставок государственной пошлины за аналогичные действия в государственной нотариальной конторе.
Поскольку Определением Конституционного Суда Российской Федерации № 36-О от 4 марта 1999 года установлено, что указанное поручение выполнено не было, суд посчитал, что данный вопрос по настоящее время законодательством не урегулирован.
Однако с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может. Федеральным законом от 2 ноября 2004 года № 127-ФЗ подпункт «а» пункта 3 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации утратил силу.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ, налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 18 марта 2005 года № 03-05-01-03/21 разъяснил, что сборы за совершение нотариальных действий устанавливаются в рамках публично-правовых отношений, предусматривающих, в частности, государственное регулирование ценообразования в нотариальной сфере. Размер тарифов, обеспечивающих финансирование деятельности нотариата, в том числе возмещение расходов частнопрактикующих нотариусов, уплату ими налогов и других обязательных платежей, устанавливается исходя из принципа, в соответствии с которым нотариальные действия с низкой стоимостью либо полностью освобожденные государством от уплаты тарифов "субсидируются" за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью.
Таким образом, совершение для определенной категории налогоплательщиков нотариальных действий на льготных условиях учтено государством при определении размеров нотариальных тарифов. То есть предусмотренные законодательством льготы по уплате нотариальных тарифов компенсируются государством при установлении размеров этих тарифов, взимаемых с остальной части плательщиков, или за иные нотариальные действия.
При расчете единого социального налога частнопрактикующим нотариусом льготный тариф за совершение нотариальных действий также не может рассматриваться в качестве расходов, связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности. Такая норма в действующем законодательстве отсутствует.
Вместе с тем при определении налоговой базы по единому социальному налогу частнопрактикующих нотариусов наряду с расходами, связанными с совершением нотариальных действий, за которые нотариусами получено вознаграждение, полностью принимаются к вычету те расходы, которые фактически произведены ими в процессе совершения нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины (нотариального тарифа).
Учитывая вышеизложенное, частнопрактикующий нотариус не вправе компенсировать неполученные доходы от совершения нотариальных действий в отношении льготных категорий физических и юридических лиц за счет уменьшения платежей по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу путем включения в состав расходов от профессиональной деятельности суммы льготного нотариального тарифа при исчислении данного налога.
Судебная коллегия также считает невозможным согласиться с выводом суда о праве нотариуса включить в состав расходов полной стоимости основных средств на сумму 64085 рублей 89 копеек.
В силу статьи 256 НК РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей (в 2009 году).
Согласно пункту 4 статьи 259 НК РФ, начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
В соответствии с кассовыми чеками, ноутбуки были приобретены нотариусом 8 октября и 1 декабря 2009 года, следовательно, амортизация по ним должна исчисляться с 1 ноября 2009 года и с 1 января 2010 года соответственно.
Таким образом, включение в состав расходов нотариуса полной стоимости указанного имущества является неправомерным.
Решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления нотариуса С.П. Ткаченко.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 350, 362 часть 1 пункт 4, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 10 декабря 2010 года по данному делу отменить.
Вынести по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении заявления нотариуса Набережночелнинского нотариального округа Светланы Петровны Ткаченко об отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан № 2614 от 5 августа 2010 года и № 2615 от 5 августа 2010 года.
Председательствующий: Р.А. Саитгараева
Судьи: Н.А. Губаева
И.И. Багаутдинов