о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Судья Макаров Д.В. дело № 33-2327

учет № 22

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

03 марта 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галиевой А.С., судей Грицкова В.А., Гафиятуллина Ш.Ш., при секретаре Зиятдиновой А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Галиевой А.С. гражданское дело по кассационной жалобе Афанасьевой А.В. на решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 27 января 2011 года, которым в удовлетворении ее иска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения представителя ИК Черемшанского муниципального района РТ – ФИО12 судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Афанасьева А.В. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Черемшанского муниципального района РТ о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Требования были мотивированы тем, что она, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах», однако межведомственная комиссия не рассматривает ее заявление, требуя предоставления документов, которых у нее не имеется.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В кассационной жалобе Афанасьевой А.В. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела. При этом указано, что никакого отношения к дому, в котором она сейчас проживает она не имеет.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как видно из материалов дела, Афанасьева А.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны и ранее проживала в <адрес>, который продала в 2008 году.

В настоящее время истица проживает у своей дочери ФИО4 - в <адрес> общей площадью 112,4 кв.м. В данном доме зарегистрировано три человека.

До октября 2010 года данный дом принадлежал на праве собственности мужу ФИО4 – ФИО5, который на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продал 1/2 долю в доме ФИО16

Афанасьева А.В. обращалась в администрацию города с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истица неоднократно уведомлялась о том, что ею предоставлен не полный пакет документов для рассмотрения комиссией вопроса о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (заявление, копии правоустанавливающих документов на дом, план дома с техническим паспортом), однако до настоящего времени данные документы ею не представлены.

Таким образом, установлено, что на момент обращения в администрацию с заявлением истица в качестве члена семьи проживала в <адрес> общей площадью 112,4 кв.м., принадлежащем на тот момент на праве собственности только ФИО5 и обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью была более 18 кв.м. на человека.

Учитывая, что на момент обращения в администрацию обеспеченность истицы общей площадью составляла более учетной нормы, а действия ФИО5 по продаже доли в доме является намеренным ухудшением жилищных условий, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Доводы кассационной жалобы Афанасьевой А.В. о том, что она никакого отношения к дому, в котором сейчас проживает не имеет – несостоятельны, поскольку истица вселена в указанный дом в качестве члена семьи к своей дочери, а потому имеет право пользования жилым помещением наравне с ней.

Таким образом, решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.

Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 199, 350, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 27 января 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Афанасьевой А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: