Судья Садыкова Л.А. учет № 22
Дело № 33-1984
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гилманова Р.Р.,
судей Захаровой С.Н. и Юсупова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе Мухаметшина И.Х. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 12 января 2011 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования Мухаметшина И.Х. к ОАО «Нижнекамскнефтехим» о признании жилищно-правовых отношений между Мухаметшиным И.Х. и Исполкомом МО «Нижнекамский муниципальный район» в 2003 году.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мухаметшин И.Х. обратился в суд с исковым заявлением, предъявленным к ОАО «Нижнекамскнефтехим», исполнительному комитету муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район», о признании жилищно-правовых отношений между Мухаметшиным И.Х. и исполнительным комитетом муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» в 2003 году.
В обоснование исковых требований Мухаметшин И.Х. указал, что в 2001 году он устроился на работу в ОАО «Нижнекамскнефтехим». Предприятие ему предоставило койко-место в общежитии по адресу: <адрес>. Он является ветераном Афганской войны. 04.06.2002 года в администрацию предприятия было подано заявление о принятии на учет для первоочередного улучшения жилищных условий, так как он не имел жилья. В ОАО «Нижнекамскнефтехим» он находился в льготной очереди с 04.06.2002 года. В предоставляемых списках ОАО «Нижнекамскнефтехим» органам местного самоуправления отсутствовала его фамилия. Жилищные правоотношения возникли с момента постановки его на учет, то есть с 04.06.2002 года, согласно его заявления. Работодатель обязан предоставить списки органу местного самоуправления, а органы местного самоуправления, в свою очередь, обязаны принять на учет граждан и включить их в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете. Орган местного самоуправления отрицает факт существования жилищно-правовых отношений с 04.06.2002 года, отрицает факт учета истца и его семьи, и нахождение на учете в органе местного самоуправления, предлагая встать на учет на общих основаниях.
Определением Нижнекамского городского суда от 12.01.2010 года требования Мухаметшина И.Х., предъявленные к исполнительному комитету муниципального образования «Нижнекамский муниципальный
район», о признании жилищно-правовых отношений между Мухаметшиным И.Х. и исполнительным комитетом муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» в 2003 году оставлены без рассмотрения, поскольку ранее Нижнекамским городским судом было рассмотрено гражданское дело по аналогичным требованиям Мухаметшина И.Х., предъявленным к исполнительному комитету муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район», о признании жилищно-правовых отношений между Мухаметшиным И.Х. и исполнительным комитетом муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» в 2002, 2003, 2004, 2005 годах. Решением Нижнекамского городского суда от 20.12.2010 года в удовлетворении требований Мухаметшина И.Х. отказано. На момент рассмотрения настоящего дела данное решение в законную силу не вступило в связи с подачей Мухаметшиным И.Х. кассационной жалобы.
В судебном заседании Мухаметшин И.Х. на предъявленных требованиях настаивал по указанным в иске основаниям.
Представители исполнительного комитета города Нижнекамска и ОАО «Нижнекамскнефтехим» в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.
В кассационной жалобе Мухаметшин И.Х. просит решение отменить, полагая его не законным и не обоснованным. Указывает, что в соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством, администрация предприятия, где он состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, должна была передать его данные в орган местного самоуправления, который, в свою очередь, также должен был поставить его на учет. Считает, что в ходе судебного разбирательства были нарушены его права: его ходатайства необоснованно отклонялись, ему не было предоставлено достаточно времени для ознакомления с документами, приобщенными к делу, было нарушено его право на судебную защиту. Ответчик не предоставил суду журнал обращения граждан, который, по его мнению, имеет большое значение для правильного разрешения данного спора.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 5 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, Жилищный Кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после его введения в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 6 Жилищного Кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со ст. 28 Жилищного Кодекса РСФСР, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если
иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
В силу статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В соответствии с п. 12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (утратило силу с 01.03.2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 года) для принятия на учет гражданином подается заявление. Кзаявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.
Согласно п.п. 7,12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РТ, утвержденных постановлением Кабинета Министров РТ № 28 от 24.01.1992 года (в настоящее время утратило силу) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью, пригодной для постоянного проживания, на одного члена семьи менее 7 квадратных метров (учетная норма). Для принятия на учет гражданином подается заявление в исполнительно-распорядительный орган местного совета народных депутатов.
В соответствии с положениями п.3 ст. 49 ныне действующего Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным
федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации и или законом субъекта Российской Федерации.
Из части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев предоставления жилых помещений вне очереди.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подп. 3 ч.1ст. 16 Федерального Закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу положений п.1-4 ст. 23.2. указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до I января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
2)по обеспечению жильем граждан исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятым во исполнение Федерального закона «О ветеранах», Постановления Правительства РФ № 614 от 15.10.2005 года Постановлением Кабинета Министров РТ № 275 от 07.06.2006 года «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального фонда компенсаций отдельным категориям граждан» установлено, что обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов боевых действий, имеющих право на обеспечение жильем за счет субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций, в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья (пункт 1).
Согласно п. 2 данного Постановления, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство социальной защиты Республики Татарстан.
В соответствии с п. 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан", утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 года № 275, предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в настоящем Положении, производится в порядке очередности согласно сводным спискам получателей субсидии, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Установлено, что истец Мухаметшин И.Х. является ветераном боевых действий в Афганистане, что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты> №.
04.06.2002 года истец обратился с заявлением в профком центра автоматики ОАО «НКНХ» о постановке на учет на получение жилья в льготном порядке на состав семьи 2 человека, включая дочь ФИО1, 2001 года рождения.
По решению профкома и администрации Центра автоматизации и управления главного метролога от 17.06.2003 года заявление истца направлено в администрацию и профком ОАО «НКНХ» для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Совместным решением администрации и профкома ОАО «НКНХ» от 01.09.2004 года Мухаметшин И.Х. принят на учет для первоочередного улучшения жилищных условий с даты подачи заявления - 04.06.2002 года.
22.02.2005 года истцу было предоставлено жилое помещение общей площадью 28,7 к.в.м. в общежитии ОАО «Нижнекамскнефтехим», расположенном по адресу: <адрес>, на состав семьи 2 человека,, на основании ордера №.
Из ОАО «Нижнекамскнефтехим» Мухаметшин И.Х. уволен по собственному желанию.
18.01.2007 года Мухаметшин И.Х. обращался с заявлением на имя главы муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район». В данном заявлении Мухаметшин И.Х. указывал о неполучении жилья по месту работы в ОАО «Нижнекамскнефтехим» и просил решить вопрос о внеочередном получении жилья.
На данное обращение Мухаметшину И.Х. дан ответ о том, что в соответствии с действующим законодательством жилые помещения изгосударственного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
В октябре 2007 года Мухаметшин И.Х. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 обратился в суд с иском к ОАО «Нижнекамскнефтехим» и исполком Нижнекамского муниципального района РТ об обязании предоставить в бессрочное пользование отдельную квартиру общей площадью не менее 60 кв.м. на состав семьи 3 человека.
Решением Нижнекамского городского суда РТ от 15.11.2007 года Мухаметшину И.Х. было отказано в удовлетворении исковых требовании к ЗАО «Нижнекамскнефтехим», исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района об обязании предоставить в первоочередном порядке в бессрочное пользование жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 60 кв.м. на состав семьи 3 человека.
Решение суда от 15.11.2007 года Мухаметшиным И.Х. не обжаловано и вступило в законную силу.
Также в августе 2010 года Мухаметшин И.Х. обращался в Нижнекамский городской суд к исполнительному комитету муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» о признании незаконными действий, связанных с отказом в получении субвенций, восстановлении нарушенных прав путем регистрации в льготной очереди ветеранов Афганской войны с 4 июня 2002 года для получения субвенций из бюджета Российской Федерации с целью улучшения жилищных условий.
Решением Нижнекамского городского суда от 09.09.2010 года в удовлетворении исковых требований Мухаметшина И.Х. отказано, решение вступило в законную силу.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из решения суда от 09.09.2010 года, Мухаметшин И.Х. не обращался по месту жительства в исполнительный комитет с заявлением о постановке его и членов семьи на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Соответственно Мухаметшин И.Х. не был принят по месту жительства на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и не включен в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.
Также установлено, что в ноябре 2010 года Мухаметшин И.Х. обращался в Нижнекамский городской суд с исковыми заявлениями, предъявленными к исполнительному комитету муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район», в которых просил суд признать жилищно-правовые отношения между ним и исполнительным комитетом муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» в 2002, 2003, 2004, 2005 годах.
Решением Нижнекамского городского суда от 20.12.2010 года в удовлетворении требований Мухаметшина И.Х. отказано, решение вступило в законную силу.
Таким образом, требования Мухаметшина И.Х. ранее были предметом судебного рассмотрения и им дана правовая оценка.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отклонил исковые требования Мухаметшина И.Х.
Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не влияют на правильность принятого решения и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку правового значения по делу не имеют.
Доводы кассационной жалобы о том, что между Мухаметшиным И.Х. и Исполкомом возникли жилищно-правовые отношения после того, как он встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на предприятии по месту работы, являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании норм права. Мухаметшиным И.Х. была выбрана форма учета и последующего обеспечения жилой площадью - по месту работы. В силу п.10 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР постановка Мухаметшина И.Х. на учет и по месту жительства могла иметь место только по его желанию, которое необходимо было выразить путем подачи соответствующего заявления. В 2003 году истец с таким заявлением в органы местного самоуправления не обращался, следовательно, жилищно-правовые отношения между ним и Исполкомом не возникали.
Решение суда соответствует требованиям гражданско-процессуального закона, нарушений, влекущих его отмену, не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 12 января 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Мухаметшина И.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи