Судья Патшина А.Н. дело № 2317
учет № 35
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е28 февраля 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего – судьи Л.И. Сибгатуллиной,
судей И.М. Мавляветдинова, Ю.Р. Мочаловой,
при секретаре Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Грачева С.А., Гадельшина А.С., на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 18 января 2011 года, которым постановлено:
установить факт принятия Грачевым В.А. наследства, открывшегося после смерти Грачевой Р.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ
Установить родственные отношения между Грачевым В.А. и ее матерью Грачевой Р.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Определить долю Грачева В.А. в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес>, в размере 1/4 доли.
Признать право собственности Грачева В.А. на 1/4 долю квартиры расположенной по адресу: <адрес>
Признать свидетельство о праве на наследство по закону (зарегистрировано в реестре за № 2507), выданное ДД.ММ.ГГГГ года нотариусом Лениногорского нотариального округа Республики Татарстан Юриковой Л.П., Грачеву С.А. на наследственное имущество Грачевой Р.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части ? доли на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Грачев В.А. обратился в суд с иском к Грачеву С.А. об установлении факта принятия наследства, об установлении родственных отношений, об определении доли в наследственном имуществе, о признании права собственности на 1/4 долю квартиры, о признании свидетельства о принятии наследства частично недействительным.
Требования мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ г. умерла его мать Грачёва Роза Алиевна, которая проживала по адресу: <адрес>. После её смерти открылось наследство, которое состояло из двухкомнатной квартиры общей площадью 44,6 кв.м., в том числе жилой площадью 30,5 кв.м, которая принадлежала ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного Лениногорской нотариальной конторой Республики Татарстан нотариусом Юриковой Л.П.
На день смерти совместно с ней проживали её супруг, его отец Грачёв А.Д., и её сын, его брат Грачёв С.А., ответчик по делу. Наследниками по закону первой очереди являлись: супруг Грачёв А.Д., дочь Габсабирова Т. А., сын Грачев С.А., сын Грачёв В.А., т.е истец.
Он проживал на Севере, и когда Грачева Р.А. трагически погибла, был в отпуске. Он, Габсабирова Т.А., Грачев С.А., Грачев А.Д. взяли все расходы по организации похорон. Наследство он не оформлял, был жив отец. После похорон матери они с сестрой разъехались, забрав себе на память о матери её личные вещи. Он забрал посуду, платок, фотографии и считает, что фактически принял наследство.
При обращении к нотариусу в 2010 году с заявлением о принятии наследства выяснилось, что наследство уже оформлено и выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имя Грачева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ. Наследство было оформлено Грачевым С.А. при жизни Грачева А.Д.
Грачев А.Д. написал заявление об отказе от наследства в пользу Грачева С.А.
Учитывая заявление Грачева А.Д. об отказе от наследства в пользу ответчика, доли наследства распределялись бы ответчику 1\2 доля, ему 1/4 доля, сестре 1/4 доля.
Грачев В.А. просил установить факт принятия им наследства, открывшегося после смерти его матери Грачёвой Р.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ., признать свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданное нотариусом Юриковой Л.П., частично недействительным в части 1\4 доли, признать за ним право собственности на 1\4 долю в наследстве в <адрес>.
Ответчик Грачев С.А. иск признал частично.
Третье лицо Габсабирова Т.А. с иском согласилась.
Дело рассмотрено в отсутствие Управления Росреестра, нотариуса Лениногорского нотариального округа Республики Татарстан.
Суд исковые требования удовлетворил.
Представитель Грачева С.А., Гадельшин А.С., подал кассационную жалобу, в которой просит решение суда в части требований об установлении родственных отношений оставить без изменения, в остальной части решение суда отменить. Считает, что решение суда вынесено незаконно и необоснованно.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 6 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (статьи 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса.
Согласно статье 1 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 марта 2002 года.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умерла Грачёва Роза Алиевна, после смерти, которой открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежавшей ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного Лениногорской нотариальной конторой <адрес> нотариусом Юриковой Л.П. ДД.ММ.ГГГГ
Наследниками первой очереди по закону после смерти Грачевой Р.А. являлись супруг Грачёв А.Д., дочь Габсабирова Т. А., сын Грачев С.А., сын Грачёв В.А.
ДД.ММ.ГГГГ года Грачев С.А., проживавший с умершей на день смерти, обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, получением свидетельства о праве на наследство, иных наследников по закону в заявлении не указывал.
ДД.ММ.ГГГГ Грачев А.Д. обратился к нотариусу с письменным заявлением об отказе от доли в квартире в пользу Грачева С.А.
ДД.ММ.ГГГГ года нотариусом Лениногорского нотариального округа Республики Татарстан Юриковой Л.П. было выдано Грачеву С.А. свидетельство о праве на наследство по закону на указанную квартиру.
ДД.ММ.ГГГГ года Грачев С.А. зарегистрировал свое право собственности на указанную квартиру в БТИ г.Лениногорска Республика Татарстан.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец является законным наследником своей матери и фактически принял наследство после ее смерти.
Судебная коллегия находит такой вывод правильным.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел «Наследственное право» применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Согласно статье 532 Гражданского кодекса РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются:
в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти;
Судом установлено, что Грачев В.А. принимал участие в расходах по организации похорон матери, пользовался после смерти матери квартирой, взял себе на память о матери ее личные вещи: посуду, платки, книги, фотографии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Грачев В.А.фактически принял наследство после смерти матери, а потому обоснованно удовлетворил иск.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, его законность и обоснованность проверены судом кассационной инстанции в порядке части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит также и каких-либо иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда первой инстанции.
Все обстоятельства по делу исследованы судом полно, всесторонне и получили надлежащую оценку, с которой суд кассационной инстанции согласен и оснований для отмены решения суда не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 18 января 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Грачева С.А., Гадельшина А.С., без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: