о признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья Р.Б. Курбанова дело № 2689

учет № 27

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 марта 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина

судей Д.М. Насретдиновой, Г.А. Сахиповой,

при секретаре О.В. Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г. Габдуллина гражданское дело по кассационной жалобе Юсуповой Н.А. на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 31 января 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Юсуповой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с медицинской деятельностью отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения в поддержку жалобы Юсуповой Н.А., Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Юсупова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ново-Савиновском районе г.Казани о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В обоснование иска указано, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Ново-Савиновском районе г.Казани от 15 ноября 2010 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа в 30 лет. В специальный трудовой стаж не включены периоды работы: с 1 октября 1993 г. по 10 марта 1995 г. в должности медсестры ясли-сада № 306 г. Казани, с 11 марта 1995г. по 3 июля 2000г. в должности медсестры ДОУ № 306 г. Казани, с 4 июля 2000г. по 10 ноября 2010г. в должности медсестры МАДОУ «Детский сал № 306 комбинированного вида Ново-Савиновского района г. Казани». Истица считает указанное решение незаконным и просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани иск не признал.

Суд вынес вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Юсупова Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность в части отказа во включении оспариваемых периодов в леченый стаж только по основанию отсутствия в Списках в разделе лечебных учреждений такого учреждения как ясли-сад и детский сад, поскольку в оспариваемые периоды она занималась охраной здоровья детей.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани от 15 ноября 2010 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа на соответствующих видах работ 30 лет.

В специальный трудовой стаж не включены периоды работы: с 1 октября 1993 г. по 10 марта 1995 г. в должности медсестры ясли-сада № 306 г. Казани, с 11 марта 1995г. по 3 июля 2000г. в должности медсестры ДОУ № 306 г. Казани, с 4 июля 2000г. по 10 ноября 2010г. в должности медсестры МАДОУ «Детский сал № 306 комбинированного вида Ново-Савиновского района г. Казани»

Отказывая Юсуповой Н.А. в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что учреждение, в котором работала истица в оспариваемые периоды, не отнесено Списком к учреждениям здравоохранения.

Оснований для признания такого вывода неправильным Судебная коллегия не находит.

Согласно приложению к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет) в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитывается работа в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах (подпункт 3 пункта 1 "Врачи и другие медицинские работники").

Данное постановление действовало на территории Российской Федерации до 01.10.1993 г. до издания постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

До принятия постановления от 22.09.1993 г. N 953 было принято постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет". Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный данным постановлением, предусматривал, что право на досрочную пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Как следует из постановлений Правительства N 464 от 06 сентября 1991 года, N 1066 от 22 сентября 1999 года, N 781 от 29 октября 2002 г. действовавших в оспариваемые периоды работы истицы в детском дошкольном учреждении, детский ясли-сад, детские ясли, детские сады не были отнесены к учреждениям здравоохранения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно сослался на приведенные выше постановления Правительства, поскольку данные нормативно-правовые акты действовали в спорные периоды работы истицы.

Ссылка истицы в кассационной жалобе на тождественность функциональных обязанностей медицинской сестры детского сада и поликлиники, не состоятельна. Установление объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида профиля деятельности соответствующего учреждения, и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев, списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного толкования.

Для назначения пенсии по старости досрочно законодатель предусмотрел совокупность двух критериев: должность и наименование учреждения. Юсупова Н.А. в оспариваемые периоды работала медицинской сестрой в детском дошкольном учреждении. Данное учреждение в список медицинских учреждений не входит, следовательно, вывод суда о не включении в специальный трудовой стаж оспариваемых периодов работы истицы медицинской сестрой в указанных детских учреждениях является правильным.

Таким образом, доводы кассационной жалобы о незаконности невключения спорного периода работы истицы в стаж лечебной деятельности не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании действующего законодательства в области досрочного пенсионного обеспечения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 31 января 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Юсуповой Н.А.– без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: