О переходе по наследству прав и обязанностей по договору и протоколу участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры



Судья Р.С.Кашапов Учет 35

Дело №33-3024/ 2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2011г. г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Л.А.Валишина,

судей Ф.В.Хабировой, В.А.Терехина,

при секретаре судебного заседания А.М.Зиятдиновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В.Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» на решение Советского районного суда г.Казани от 28 января 2011 года, которым постановлено:

Иск Л.С.Лаишевцевой к Исполнительному комитету муници­пального образования г. Казани, МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» о переходе по наследству прав и обязанностей по договору и протоколу удовлетворить.

Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти В.В.Котиной, умершей 13 августа 2010 года, права и обязанности, вытекающие из договора №17-ВОВ от 6 мая 2010 года на участие в Программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы» и протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от 2 августа 2010 года к договору №17-ВОВ от 6 мая 2010 года на участие в Программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы», заключенных между В.В.Котиной, МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» и муниципальным образованием г. Казани.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ИКМО г.Казани и МУП г.Казани «ДМЖП»- Э.Я. Тимерхановой, поддержавшей доводы жалобы, объяснения Л.С.Лаишевцевой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Л.С.Лаишевцева обратилась в суд с вышеназванным иском к Исполнительному комитету муници­пального образования г. Казани, МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ».

В обоснование указала, что в соот­ветствии с постановлением ИК МО г. Казани от 15 июня 2010 года №5531 ее мать В.В. Котина была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (учетный №№) по подпрограмме «Доступное жилье» на условиях целевого бюджетного финансирования Программы «Жилье горожанам на 2007-2027 годы». В соответствии с условиями программы, В.В. Котиной была предоставлена субсидия для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей. Денежные средства поступили на отдельный целевой счет в ОАО «АК БАРС» БАНК. Для реализации своих прав на получение жилья ее мать В.В. Котина заключила с муниципальным образованием г. Казани, МУП «Дирекция муници­пальных жилищных программ» (далее - МУП «ДМЖП») договор №17-ВОВ от 6 мая 2010 года на участие в данной Программе. Согласно условиям договора и протокола к нему выбора собственной квартиры, В.В. Котина обязалась уплатить МУП «ДМЖП» <данные изъяты> рублей в счет оплаты стоимости квартиры №№ по строительному адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м., в том числе <данные изъяты> рублей за счет субсидии на приобретения жилья. На оставшуюся сумму в размере <данные изъяты> рублей была предоставлена рассрочка сроком на 60 месяцев под 7% годовых. 19 мая 2010 года сумма субсидии в размере <данные изъяты> рублей была перечислена в счет оплаты квартиры на счет МУП «ДМЖП». То есть ее мать В.В. Котина воспользовалась своим правом на приобретение жилья. 13 августа 2010 года ее мать В.В. Котина умерла. Она является ее единственным наследником, однако указанная квартира не включена в наследственную массу. При жизни В.В. Котина успела приобрести <данные изъяты> доли названного жилого помещения.

На основании изложенного истец просила суд признать за умершей В.В. Котиной право собственности на <данные изъяты> доли жилого помещения <адрес> для включения в наследственную массу и после­дующего оформления ее права на наследство.

В судебном заседании истец уточнила исковые требования и просила суд включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти В.В. Котиной, умершей 13 августа 2010 года, права и обязанности, вытекающие из договора №17-ВОВ от 6 мая 2010 года на участие в Программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы» и протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от 2 августа 2010 года к договору №17-ВОВ от 6 мая 2010 года на участие в Программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы», заключенных между В.В. Котиной, МУП «ДМЖП» и муниципальным образованием г. Казани.

Представитель ответчика МУП «ДМЖП» иск не признала.

Представитель ответчика ПК МО г. Казани не явился, извещен надлежащим образом.

Третье лицо нотариус Ф.А. Бикчурина не явилась, извещена надлежащим обра­зом.

Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.

В кассационной жалобе МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» ставится вопрос об отмене решения суда, указано, что правом на получение субвенции обладают только ветераны, и в состав наследственного имущества данное право не переходит, так как прекращается со смертью получателя субвенции.

Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

В силу положений пункта 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

…4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;…

Порядок предоставления субсидий на приобретение жилья установлен Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года № 275, в соответствии с которым в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров (пункт 11).

После получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета (пункт 13).

Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий.

Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение (пункт 14).

Судом установлено, что согласно договору №17-ВОВ на участие в Программе «Жилье горожанам на 2007-2027 годы» от 6 мая 2010 года, заключенному между муниципальным образованием г. Казань, МУП «ДМЖП» и В.В.Котиной, последняя является нуждающейся в улучшении жилищных условий и ей предоставлена субсидия на приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан. Согласно условиям договора, В.В.Котина обязана подать заявление на участие в указанной Программе, далее подписать протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры в течение 10 рабочих дней.

Как следует из протокола от 2 августа 2010 года участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору №17-ВОВ, стороны по вышеуказанному договору составили настоящий протокол о жилом помещении, подлежащем передаче В.В. Котиной - по строительному адресу: <адрес> на пятом этаже площадью <данные изъяты> кв. м. Согласно условиям протокола, В.В.Котина обязуется уплатить на расчетный счет МУП «ДМЖП» <данные изъяты> рублей, сумма субсидии, выделяемой из федерального бюджета составляет <данные изъяты> рублей и перечисляется гражданином в течение 15 дней после подписания настоящего Протокола, сумма рассрочки составляет <данные изъяты> рублей.

Во исполнение условий договора №17-ВОВ, В.В.Котина, в лице своего пред­ставителя, подписала данный протокол и субсидия в размере <данные изъяты> рублей была перечислена на счет МУП «ДМЖП». Таким образом, В.В.Котина выполнила все свои обязанности по договору №17-ВОВ и протокола к указанному договору и приобрела имущественные права и обязанности по данным договору и протоколу.

Однако, не успев полностью оформить жилое помещение на свое имя, 13 авгу­ста 2010 года В.В.Котина умерла.

Согласно материалам дела, истец Л.С. Лаишевцева является дочерью умершей и ее наследником.

Учитывая изложенное, а также положения статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в состав наследства также должны включаться имущественные права и обязан­ности умершего, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истицы.

При этом судом принято во внимание, что истица согласна выполнить условия, предусмотренные вышеуказанным договором и протоколом, о внесении недостающей денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей для приобретения вышеназванного жилого помещения в собственность.

Доводы кассационной жалобы МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» о том, что правом на получение субвенции обладают только ветераны, и в состав наследственного имущества данное право не переходит, так как прекращается со смертью получателя субвенции, подлежат отклонению, поскольку В.В. Котина при жизни совершила все предусмотренные законом действия, направленные на реализацию своего права на получение субсидии для улучшения жилищных условий, указанные средства были внесены в счет оплаты за жилье, невыполнение оставшихся невыполненными условий договора не исполнены по независящим от нее причинам.

Решение суда является законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.

Прочие доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, исследованных судом по правилам статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, cудебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г.Казани от 28 января 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ»– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи