Судья Кононенко Т.В. Дело № 33-2852/11
Учет № 27
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е10 марта 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
Судей Губаевой Н.А., Багаутдинова И.И.,
при секретаре Газтдинове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. гражданское дело по кассационной жалобе ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 03 февраля 2011 года, которым исковые требования Мухутдиновой Т.Я. удовлетворены и постановлено:
признать отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске от 19 ноября 2010 года в назначении Мухутдиновой Т.Я. пенсии незаконным;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске назначить Мухутдиновой Т.Я. пенсию по потере кормильца в соответствии с пунктом З статьи 17 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ и трудовую пенсию по старости с 10 ноября 2010 года;
взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске в пользу Мухутдиновой Т.Я. <данные изъяты> руб. в счет возврата государственной пошлины, <данные изъяты> руб. в счет оплаты услуг представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мухутдинова Т.Я. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске об оспаривании отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца, указав, что ее супруг ФИО1 являлся получателем льгот, установленных законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «а» пункта 1 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27декабря 1991 года №2123-1, ему была установлена инвалидность 2 группы по общему заболеванию. После смерти супруга она обратилась в медико-социальную экспертную комиссию в г.Санкт-Петербург, которая установила, что заболевание, приведшее к инвалидности и смерти, связано с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска.
С 2002 года она является получателем пенсии по потере кормильца. 10 ноября 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении второй пенсии по случаю потери кормильца на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Ответчиком ей в назначении указанной пенсии отказано в связи с отсутствием такого права в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года.
Данный отказ, по мнению истицы, незаконный, просила обязать ответчика назначить ей две пенсии по случаю потери кормильца, как члену семьи гражданина, пострадавшего в результате радиационных или техногенных катастроф, и трудовую пенсию по старости.
Представители ответчика иск не признали.
Суд иск удовлетворил.
В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).
В силу пункта 1 статьи 10 указанного Федерального закона право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
- граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
- нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.
В соответствии с пунктом З статьи 17 вышеназванного Федерального закона пенсия по случаю потери кормильца назначается членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на граждан из подразделений особого риска» № 2123- 1 от 27 декабря 1991 года лицам из подразделений особого риска, указанным в подпункте «а» пункта 1 Постановления, ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, установленные статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой) Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В силу статьи 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» N 1244-1 от 15 мая 1991 года назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), гарантируется: супругу (жене, мужу), независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Как видно из материалов дела, супруг истицы ФИО1 являлся ветераном подразделений особого риска и имел льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «а» пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2123-1.
23 августа 1993 года ему была установлена инвалидность 2 группы по общему заболеванию, 31 марта 1998 года ФИО1 скончался.
С 2002 года Мухутдиновой Т.Я назначена трудовая пенсия по потере кормильца.
Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета №20-2/875-1 от 13 октября 2010 года установлено, что заболевание, приведшее к инвалидности и смерти ФИО1, связано с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии, действиях подразделений особого риска.
10 ноября 2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей второй пенсии на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске от 19 ноября 2010 года в назначении указанной пенсии истице отказано в связи с отсутствием права в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года.
Признавая данный отказ пенсионного органа неправомерным, суд обоснованно исходил из того, что ФИО1, ставший инвалидом в результате участия в действиях подразделений особого риска, в соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ №2123-1 от 27декабря 1991 года фактически с даты установления инвалидности имел право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года.
Истица, как вдова инвалида, умершего вследствие воздействия радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска, в силу пункта 3 части 1 и части 4 статьи 29 указанного Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991года, имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца и трудовой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании примененных судом норм действующего законодательства и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 350, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 03 февраля 2011 года по данному делу оставить без изменения; кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г.Альметьевске – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: